Бесплатный вебинар
«Методы клинической медицины для лечения цистита»
25 ноября в 16-00 (МСК)
Записаться Нет, спасибо

Цигун: Ответы на вопросы тренирующихся

Глава 27. Сведения о цигуне

1. Что такое «цигун»?

Ответ. В древности существовали такие различные методики, как «метод ведения и привлечения» (даоинь фа) Даоинь (японское доин) — древняя китайская оздоровительная система, включающая наклоны корпуса, сгибание рук и ног в ритме с дыханием и другие упражнения с целью активизации ци и крови; упоминается еще в книге «Простые вопросы», «метод выплевывания и набирания» (туна фа). Туна — дыхательная гимнастика: «выплевывание старого и набирание нового», «сидячая медитация» (цзочань, японское дзадзэн), «стояние столбом» (чжаньчжуан), «ходячая работа» (сингун). Ходячая работа — упражнения цигуна, выполняемые стоя, «лежачая работа» (вогун) и другие. После образования Нового Китая принят единый термин «цигун» цигун — буквально «работа с ци» (с жизненной энергией), но этим, как видим, тренировки не ограничиваются.

Цигун — метод движения с внутренней направленностью, активизирующий три важных фактора: он регулирует сердце (сердце — душа, психика), дыхание и тело. Цигун позволяет увеличить возможности человеческой психики, управлять телом, укрепить собственные функции человека, активизировать и развить скрытые возможности. Тем самым цигун добивается высокого единства и взаимоуравновешенности тела и души.

Цигун подразделяют на «жесткую работу» (ингун) и «мягкую работу» (жуаньгун). Первая относится к боевым гимнастикам, а вторая — один из видов «взращивания жизни» (яншэн) Взращивание жизни — повышение жизненных сил организма. Основа — расслабление тела и сознания: «Не видеть, не слышать, сохранять дух в спокойствии, тогда форма саморегулируется», — писал Чжуан цзы, его также называют цигун-терапией. Цигун-терапию в свою очередь подразделяют на «динамическую работу» (внешние движения — внутреннее спокойствие) и «статическую работу» (внешний покой — внутреннее движение), если сочетать динамику и статику, то эффект более значительный.

«Наука о цигуне» относится к сфере наук о жизни как особая научная дисциплина. Ее история в Китае длительная и источники отдаленные, но со временем она не стареет. К древнему примитивному материализму прибавились и методы современного анализа, позволяющие непрерывно пополнять и совершенствовать цигун, создавая науку, имеющую китайские национальные особенности и служащую славе страны и счастью народа.

2. Что называют внутренним созерцанием (нэйши)?

Ответ. Направление взгляда внутрь — один из методов древней тренировки. О нем еще говорят: «Обратить взгляд назад и осветить внутреннее». Методика действия следующая. После «свешивания занавесок» (т.е. опустив веки) вглядываются внутрь себя, сознанием просматривают какой-либо участок тела или какой-нибудь канал или БАТ. Ли Шичжэнь в книге «Подробное описание корней и трав» («Бэнь цао ган му») указывал: «Внутренний вид каналов (продольных и поперечных) только обратившие взор могут высветить и обследовать». Сунь Истинный человек (Сунь Чжэньжэнь) в книге «Важные рецепты для экстренных случаев стоимостью в тысячу золотых», в главах «Взращивание природы» <взращивание природы - развитие природных качеств человека, заложенных от природы. Подробнее рассматривается в вопросе 4> и «Взращивание природы в даосском лесу» отмечал: «Обычно, когда тренируются во внутреннем созерцании по методу Желтого Правителя (Хуанди), то сохраняют в себе мечты, размышления, воспоминания; ныне просматриваю пять плотных внутренних органов (цзан), как нависшие скалы, пять цветов. Каждому из пяти плотных органов соответствует свой цвет: печень — сине-зеленый, сердце — красный, селезенка — желтый, легкие — белый, почки — черный. При этом требуется отбросить внешние заботы, «нельзя плавающим мыслями обдумывать внешнее», иначе «сердце (ум) помышляет, желает дел, а плохое и вредоносное растут и возникают» — тогда тренировочная работа теряет эффект. Когда во время тренировки входят в покой, нельзя иметь беспорядочных мыслей, и если в сердце присутствуют внешние мысли, то невозможно войти в покой. Для хорошего вхождения в покой требуются четкие указания учителя, тогда эта тренировка будет иметь успех.

3. Что называют информацией и информационной цигун-терапией?

Ответ. В слове «информация», по-китайски «синьси», «синь» означает «сигнал», а «си» — «новости». Теория информационного управления — наука, изучающая характеристики информации. Путем математической обработки можно рассчитывать мощность и эффективность передачи информации. Теория информации используется в связи, биологии, физике и других науках.

Термин «информация», как известно, впервые был предложен математиком из США Н. Винером в его книге «Теория управления». Автор указывал: «Информация — термин, который говорит о том, как происходит обмен у людей с внешним миром в процессе приспособления к нему, чтобы это приспособление противодействовало внешнему миру». Информация имеет тесную связь с материей и движением (энергией). Проще говоря, информация представляет собой объективное отражение движения материи, выраженное в некой особой форме. Информатика проникает в различные области науки, являясь пограничной наукой комплексного характера. Человеческое общество имеет общественную информацию, природа имеет природную информацию, живое и неживое имеют собственные виды информации.

Информационная цигун-терапия представляет собой метод лечения с помощью внутренней ци (энергии) излучаемой наружу мастером цигуна. Это излучение, как показали приборные исследования, представляет собой информацию, которую несут инфракрасные электромагнитные волны, магнитное и электростатическое поле и микрокорпускулярный поток. Лечение больных с помощью «внешней ци», которую излучает и направляет мастер цигуна, называют информационной терапией (информтерапией). В Китае в последние годы также использовались моделирующие аппараты с целью моделирования информации мастера цигуна (терапевтические аппараты моделированной информации).

4. Что называют «работой над природой» и «работой над жизненностью»?

Ответ. Статическая работа в цигуне подразделяется на два вида: работа над природой и работа над жизненностью. Поскольку цели этих видов саморегуляции различаются, их методики тоже разные.

«Работа над природой» (сингун) направлена главным образом на строительство природы (син), она представляет собой специфический метод тренировки «мысли» (и). Эта «мысль», называемая также «истинная мысль» (чжэньи), или «духовная мысль» (шэньи), не что иное, как сознание, психическая деятельность головного мозга. В книге «Подробное описание корней и трав» Ли Шичжэня, жившего при династии Мин (1368-1644), находим: «Мозг — дворец изначального духа» (юаньшэнь). Строя «природу» и тренируя «мысль», следует использовать мозг, делать упор на мышление, хранить мысль и входить в покой, достигая этим цели — развития сообразительности.

«Работа над жизненностью» (мингун) направлена главным образом на строительство жизни (мин), т. е. это метод закалки на этапе оздоровления тела, заключающийся в «тренировке ци» и «доставке ци», делающий упор на взращивание, сохранение и перемещение истинной ци (чжэньци), чтобы чистая (истинная) ци в теле человека следовала по каналам и проходила по ним беспрепятственно, укрепляя здоровье.

«Работа над природой» и «работа над жизненностью» тесно связаны между собой. На цигун-тренировке следует тренировать ци и тренировать мысль. Необходимо, чтобы сознание и ци следовали друг за другом. Тренировка ци — основа цигуна, а тренировка мысли (духа-шэнь) играет ведущую роль. «Журавлиная работа» (хэгун) исходит из совместного использования ци и мысли: мысль ведет движение формы, ци следует за ходом мысли, мысль, ци и форма объединяются, тогда «природа и жизненность — оба строятся», достигается цель — излечиваются болезни и оздоравливается тело, развивается сообразительность.

5. Что называют «прямым дыханием»?

Ответ. «Прямое дыхание» — обычное естественное дыхание животом, т. е. на вдохе живот естественно выпячивается, а на выдохе естественно поджимается.

6. Что называют «обращенным дыханием»?

Ответ. Когда процесс тренировки доходит до определенного уровня, можно почувствовать, что поток сил из поясничной области вытягивается назад, что означает переход от этапа прямого дыхания к этапу обращенного дыхания. На этапе обращенного дыхания на вдохе ци последующего неба опускается, а ци прежнего неба («прежнее» и «последующее» небо могут относиться к космосу и человеку, прежнее — идеальное, последующее -искаженное, в космосе до разделения на инь и ян, у человека от зачатия до рождения длится период «прежнего неба») поднимается вверх по каналу управления (думай, заднесрединному), на выдохе ци последующего неба поднимается, а ци предыдущего неба опускается по каналу действия (жэньмай, переднесрединный). Таков смысл выражения древних: «Вдох — подъем, выдох — опускание». На вдохе живот поджимается, это помогает изначальной ци (юаньци) подниматься по каналу управления. Обращенное дыхание, т. е. «метод подъема на вдохе и опускания на выдохе» — необходимый метод дыхания при цигун-тренировке малого цикла неба (малый цикл неба как раз состоит из каналов управления и действия). Следует обратить внимание на то, что обращенное дыхание возникает естественно при достижении определенной степени тренированности.

7. Что называют «методом зародышевого дыхания»?

Ответ. «Метод зародышевого дыхания представляет собой автоматическое открывание и закрывание, возникающие естественно в «поле пилюли» (даньтянь) по достижении определенной степени тренированности. Его называют «методом истинного дыхания», оно образуется естественно, принуждение недопустимо.

8. Каковы показатели хорошей натренированности воспроизводящей, жизненной и духовной энергии (цзин, ци и шэнь)?

Ответ. Когда в цигун-тренировках достигается определенный уровень, можно добиться полноты цзин, достаточности ци и процветания шэнь. Когда «воспроизводящая энергия в полноте — не думаешь о желаниях, жизненная энергия в полноте — не думаешь о еде, духовная энергия в полноте — не думаешь о сне», таково состояние высокой тренированности.

9. Каков смысл названия «китайский цигун — стиль «парящий журавль»?

О т в е т. Журавль — птица, отличающаяся долголетием. Священный (красномакушечный) журавль — один из видов журавлей. У него белые перья, большие крылья, он хорошо летает, на макушке имеет красное пятно. Повадка журавля красивая, характер спокойный и не драчливый. Автор составлял данный комплекс упражнений, основываясь на принципах механики и подражания живому, копируя характер священного журавля, его походку, движения при полете, с целью закаливания тела, души, чувств человека, поэтому и назвал «китайский цигун — стиль «парящий журавль»: «Хэ сян чжуан». Слово «чжуан», означает «деревня» и имеет богатый смысл, говорящий о содержании метода работы (хождение, стояние, сидение, лежание). Данный метод работы получен обобщением практического опыта. Он соответствует научным законам жизненных движений человеческого тела. Это также метод тренировочной работы, учитывающий прохождение продольных и поперечных каналов в теле.

Созданный мною комплекс раньше всегда называли «цигун — стиль «парящий журавль», но позже некоторые, передавая другим этот метод работы, внесли коррективы, и произошло определенное отклонение по духу при сохранении внешнего. Поэтому с целью соблюдения чистоты и строгости метода было добавлено слово «китайский», показывающее отличие. Все по привычке называют метод сокращенно «журавлиная работа» (хэгун).

10. Каковы основные особенности «журавлиной работы»?

О т в е т. а) статика и динамика взаимосочетаются и взаимоопираются в регулировании и взращивании; б) быстро ци получают, быстро прочищают каналы, видимый эффект излечения болезней проявляется тоже быстро; в) работа по саморегуляции возможна везде, допустима произвольная тренировка: «захотел начать — начал, захотел кончить — кончил»; г) тренировать движения просто, обучаться легко, распространять тоже просто.

11. На что следует обращать внимание, занимаясь «журавлиной работой»?

О т в е т. Цигун стиля «парящий журавль» относится к методам внутренней работы (нэйгун), служащим для излечения болезней, оздоровления тела и продления жизни. Чтобы хорошо овладеть данным комплексом и добиться хороших результатов, на тренировках следует обращать внимание на следующие моменты:

а) интенсифицировать нравственное воспитание. Когда болезнь длится долго, ци и кровь встречают преграды, ци печени (каждый внутренний орган имеет характерную для него энергию ци) поднимается вверх, легко возникают тоска, печаль, пессимизм, а в серьезных случаях это даже плохо влияет на семейные и товарищеские отношения. Чтобы тренировки дали более высокий результат, следует сознательно преодолевать не полезные для тела и души настроения, воспитывать возвышенный революционный дух, создавать привычку «пять раз сказал — четырежды прекрасно». Китайская медицина придает очень большое значение изменениям настроения, называя «семью чувствами» радость, гнев, печаль, размышление, тоску, страх и ужас. Когда настроение слишком сильно меняется, это часто вызывает переполнение инь или ян в теле, тогда ци и кровь становятся негармоничны, продольные и поперечные каналы преграждаются, функции плотных и полых внутренних органов теряют гармонию и возникает заболевание. В «Трактате о внутреннем» сказано: «Радость вредит сердцу, гнев вредит печени, размышления вредят селезенке, печаль вредит легким, страх вредит почкам». Древние выражали взращивание жизни в восьми фразах: «Ци (энергию) радости сохраняй чистой для взращивания духа (шэнь), мало размышляй и редко желай — тогда не будет стареть сердце (душа); ешь до полусытости и при этом не смакуй, вино — употребляй до трех долей и не слишком часто; каждое слово произноси мягко и как бы с улыбкой, если часто будут радостные мысли — не возникнет возмущение; человек уважает меня, если я уважаю человека, пусть мне доведется блаженствовать, пройдя через сто весен»;

б) тренироваться следует строго по методике, нельзя произвольно изменять метод работы или добавлять что-либо из других методик, например дыхание, движения и пр. Каждое движение в «журавлиной работе» играет определенную роль, поэтому выполнять его нужно обязательно точно и умело, кое-как нельзя. На занятиях динамической работой движения должны быть округлые и живые, непрерывные и пронизывающие, плавные и медленные, формы должны быть мягкими, спокойными, ни в коем случае нельзя отпускать силы. В динамической работе мысль должна быть ведущей в движении формы, ци следует за ходом мысли, мысль, ци и форма объединяются. Когда тренируют «стояние столбом», расслабление и успокоение должны быть естественными. При этом недопустимо, чтобы внимание не было сконцентрировано и чтобы конечности и тело были скованными. В то же время мысль следует сохранять в нижнем поле пилюли, а копчик выправить, при этом начинает движение истинная ци. Ожидают, пока самопроизвольно начнутся внешние движения, после чего истинная ци передвигается туда и обратно, то ли сохраняется в поле пилюли, то ли нет (нельзя оставлять поле пилюли без внимания), пусть она ведет себя естественно. Как при динамической работе, так и при «стоянии столбом» естественно дышат животом, и не следует доводить себя до одышки;

в) «журавлиная работа» стоит в ряду других методик, каждая из которых имеет свои достоинства. Методы и принципы работы различаются, траектории движения истинной ци также не совсем совпадают, и чтобы добиться хороших результатов на тренировках, нельзя допускать никаких отклонений. Начинающим не рекомендуется одновременно изучать два и более метода работы. Конечно, некоторая спортивная закалка — бег, игры с мячом, физзарядка — не в счет;

г) тренировки и медикаментозное лечение можно проводить совместно, поскольку и то и другое предназначено для поддержания правильного и изгнания вредоносного, для лечения болезней и оздоровления тела. Так что в период занятий можно продолжать принимать лекарства, ставить иглы. При разумном сочетании двух сторон лекарства еще лучше проявят свое действие. После тренировок в случае поворота в течение болезни к лучшему или при облегчении можно, смотря по обстановке, уменьшить дозу лекарств или даже прекратить их принимать;

д) тренировки требуют времени, а кроме того, постоянства. Работа с ци (цигун) — такая работа по саморегуляции (гунфу), при которой очищается жизненная энергия ци, а ци хранит духовную энергию шэнь, шэнь взращивает ци, в цигуне тренируют ци и занимаются ее доставкой. В результате такой работы ци поднимается и приходит. Только работая, будешь иметь ци — жизненную энергию. Имея хороший метод работы, но не обеспечив время для занятий, прихода ци не добьешься. В общем, чем больше занимаешься цигун-тренировкой, тем больше получишь пользы, меньше тренируешься — меньше пользы, не тренируешься — пользы не будет. Однако на начальном этапе занятий необходимо следить, чтобы не было излишней усталости, нужно сохранять избыток наслаждения. Ежедневно занимаются 2 раза, достаточно каждый раз по часу. И тем, кто занимается ради укрепления здоровья, достаточно 2 раза в день. Ценность в непрерывности, каждый день — как один, собственное хорошее самочувствие — показатель;

е) образ жизни должен иметь свой распорядок, ежедневные тренировки лучше всего проводить в одно и то же время, например в часы ребенка (цзы), полдень (у), мао и цзю (это название четырех двойных часов, сутки в старом Китае делились на 12 ч) (т.е. 23-1, 11-13, 5-7 и 17-19 ч). Если условия позволяют, то можно заниматься по разу утром и вечером каждый день, чтобы и жизнь, и тренировки были ритмичны;

ж) ограничение сексуальной жизни. В период тренировок с целью излечения болезней лучше всего воздерживаться от сексуальной жизни, ибо если не станет воспроизводящей энергии цзин, то она не сможет превратиться в жизненную энергию ци, не будет ци — невозможно будет лечить болезни. Поскольку на первом этапе цигун-закалки тренируются в том, чтобы трансформировать воспроизводящую энергию в жизненную, а только при наличии последней будет и духовная энергия шэнь, на это следует обратить серьезное внимание. После излечения болезней сексуальную жизнь также следует ограничивать;

з) в случаях переедания, недоедания, переутомления, при большой радости, печали, нетерпении, раздражении и прочих неустойчивых чувствах нельзя сразу же приступать к тренировкам, тем более недопустимы во время занятий ссоры, раздражение — это абсолютно запрещено.

12. Как воспитывать характер, занимаясь «журавлиной работой»?

О т в е т. В данной гимнастике требуется не только овладеть движениями священного журавля, но и проникнуться достоинствами его природы, воспитать собственный характер. Чем дальше, тем больше можно незаметно изменяться к лучшему, добиваясь поставленной цели: укрепления здоровья и исправления характера.

Какие же достоинства характера священного журавля требуют заимствования? Я полагаю, основные следующие:

а) журавль — глубоко степенный и солидный, спокойный и не драчливый. Священные журавли до взросления живут стаями. Так как характер у них спокойный, поведение уравновешенное и благодушное. В коллективе журавли не стремятся к борьбе, и могут дружно сосуществовать друг с другом. Когда они повзрослеют, то покидают стаю, образуя семью, при этом сохраняют определенное расстояние между семьями и мирно сосуществуют, совсем не задевая друг друга;

б) в любви журавли верные и не изменяющие. Как только самка и самец соединяются, у них возникает искренняя любовь, они никогда не ищут новых удовольствий. Если одна из птиц погибает, то другая остается одинокой до конца жизни и больше не ищет себе пару;

в) в семье журавли работают вместе, их отношения равноправные. Основное содержание семейной жизни журавля — выращивание журавлят, их выкармливание и защита от врагов. Эти рабочие обязанности обе птицы, самка и самец, несут на равных правах, никто не избегает тяжелой работы и не стремится к разделению труда;

г) журавль смело защищается от врагов, не страшась опасности. Хотя священные журавли по характеру не драчливые, если на них кто-то нападает, журавль несущий охранную функцию тут же старается отвести врага подальше от стаи, а потом вступает с ним в смертельную схватку, не страшась пожертвовать жизнью.

13. Чего следует добиваться в области мобилизации поведенческой активности?

О т в е т. «Журавлиная работа» требует желания укрепить тело и излечить болезни, и чтобы добиться в этом результата, необходимо учитывать 3 следующих момента:

а) нужно иметь верящее сердце. Прежде всего, нужно верить в себя, затем — верить в метод, потому что цигун — наука, занимающаяся тайнами тела человека, информацией жизни. Цигун-закалка — особый способ тренировки, ее специфическое воздействие заключается в мобилизации скрытых возможностей организма, в саморегуляции, в самовосстановлении. Чтобы путем цигун-закалки вылечить некоторые хронические заболевания и сложные недомогания, нужно верить, что путем упорных тренировок непременно сам сможешь справиться с болезнью и укрепить организм;

б) нужно иметь решительное сердце, т. е. не бояться бед и усталости; встретив трудности, надо проявлять решительную уверенность, чтобы преодолеть все препятствия, добиваясь результата на тренировках. Если вам покажется, что у вас мало времени, вы заняты на работе и дома полно дел, особенно когда ци ударяет в болезненную зону и возникает рецидив болезни, тем более нужно иметь решительную уверенность и с решительным сердцем продолжать тренировки;

в) нужно иметь уравновешенное сердце. На тренировке следует дождаться уравновешенности. Ценно постоянство, не нужно «3 дня ловить рыбу, а 2 дня сушить сети», тем более нельзя произвольно прекращать или, почувствовав улучшение, «отзывать войска» и больше не тренироваться. Следует знать, что прекращение тренировки может ликвидировать полученные результаты. Уже пришедшая в движение и нормально циркулирующая истинная ци останавливается. Это может вновь привести к закупорке и непроходимости каналов, и болезненное состояние может вернуться. Нужно верить, что работа над собой (гунфу) не противопоказана сердечным больным, работа ведется до естественного завершения, «несколько решительных лет — и вода достигнет плотины, результат будет непременно». Когда торопятся достигнуть результата, следует напомнить поговорку: «хочешь быстро — не добьешься». «Чуть потрудился — и вечно отдыхать» — так не бывает.

14. Каковы основные принципы «динамической работы» и «стояния столбом»?

О т в е т. Основные принципы динамической работы следующие: «мысль ведет — форма движется; ци идет, следуя за мыслью; мысль, ци и форма объединяются». Нужно выполнять движения округло, мягко, продолжительно, непрерывно, пластично и радостно. Двигаться нужно точно и безошибочно.

Основные принципы «стоячей работы»: естественные расслабление и успокоение, естественное дыхание, не добиваться спонтанной работы, не примешивать сознания «последующего неба» (спонтанная работа, рассмотренная выше, — непроизвольные движения, они не должны быть намеренными).

15. В чем разница воздействия «динамической работы» и работы «стояние столбом»?

О т в е т. В «динамической работе» в движении есть покой. Пять частей динамической работы — основа китайского цигуна стиля «парящий журавль». Она позволяет закаливать (тренировать) мышление, раскрывать БАТ, делать проходимыми каналы, так что во всем теле улучшается протекание ци и крови, суставы, кости и каналы получают закалку. Кроме того, вокруг тела создается определенное поле (энергии) ци (поле ци у нас называют «биополе»), которое объединяет внутреннюю и внешнюю ци организма, большая энергия промывает 5 плотных и 6 полых органов. Все тело, все ткани и органы подпитываются истинной ци — так достигают цели: укрепления тела и излечения болезней.

В работе «стояние столбом» в покое есть движение, которое позволяет взращивать ци, умягчать тело и воспитывать чувства. Когда истинная ци начнет движение, она циркулирует по меридианам, и если в каких-то местах тела встретится с болезнью от непроходимости продольных или поперечных каналов, возникает сопротивление циркуляции, и ци может ударять в болезненный очаг и вызывать разного рода спонтанные движения в теле, которые прочищают каналы и излечивают болезни, помогают пробить закупоренные участки, дать путь истинной ци, проходимости каналов, добиться излечения болезней, укрепления и оздоровления тела.

16. Некоторые занимающиеся выполняют только «стояние столбом» и «спонтанные движения» и не тренируются в динамической работе. Можно ли таким путем добиться терапевтического эффекта?

О т в е т. Динамическая работа и работа «стояние столбом» различаются. В отношении укрепления тела и лечения болезней они взаимно дополняют друг друга, однобокость недопустима. У некоторых в этом отношении не хватает правильного понимания: они чувствуют, что после тренировки «стоянием столбом» и «спонтанной работы» телу очень хорошо, и не занимаются динамической работой. При этом терапевтический эффект тоже наблюдается, но в условиях недостаточности истинной ци процесс лечения болезни может затянуться. Все же более явный эффект будет при занятиях как динамической работой, так и работой «стояние столбом».

17. Легко ли возникают (патологические) отклонения при «журавлиной работе»?

О т в е т. Распространенное ранее мнение, что у занимающихся «журавлиной работой» легко возникают отклонения, вызвало у некоторых путаницу в умах. Многие тренирующиеся задавали подобный вопрос, и поэтому необходимо внести ясность в эту проблему.

В прошлом, обучая цигуну, всегда говорили: «Шести ушам не передают, единственная передача — при индивидуальной тренировке», поэтому занимающихся было очень мало. Обычно люди очень мало знают о методах тренировки. К тому же во многих школах цигуна «спонтанная работа» под запретом <так как относится к секретным методам> и, естественно, обычные люди тем более не могут о ней знать. После того как «журавлиная работа» разошлась по свету, из-за легкости в ее освоении ци получают быстро. Особенно из-за того, что был преодолен запрет и показана «спонтанная работа» в «стоянии столбом», а терапевтический эффект четкий, стали проходить некоторые трудноизлечимые болезни, методика начала быстро распространяться: лишь за 2 года ею овладели миллионы людей. Количества ведущих не хватает, а помешать желающим заниматься не удается; какое-то число людей овладели методикой самостоятельно по книге «Тонкое использование цигуна» или с помощью неофициальных инструкторов. Иногда под видом преподавания «журавлиной работы» на самом деле в первоначальную методику вносили множество изменений. Среди овладевших таким образом немало не понимающих основ и смысла метода. Некоторые движения у них сильно искаженные, сознание неправильное — они совсем ушли от образца. Они также не могут правильно понять отдельные явления возникающие на тренировках, на возникающие вопросы не могут получить четкого ответа. Представление о том, что в цигуне стиля «парящий журавль» легко возникают отклонения распространилось еще и по ряду причин.

Чтобы прояснить ситуацию и целенаправленно разрешить возникающие на тренировках проблемы, мы организовали и провели обследование учеников с целью выяснить, какие возникают «отклонения» (в динамической работе и в работе «стояние столбом») на первых этапах тренировки. Ситуация оказалась следующей:

а) после тренировки в некоторых зонах тела возникают неприятные ощущения; это головокружение, чувство стеснения в груди, короткое дыхание и пр.;

б) после возникновения «спонтанной работы» некоторые эту работу не могут удержать под контролем: руки пляшут, ноги танцуют, речь несвязная, утрачивается нормальное состояние;

в) во время спонтанной работы отмечаются какие-то странные поступки и позы: некоторые плачут, смеются, кричат, поют, некоторые сидят, скрестив ноги, некоторые падают на землю и беспорядочно катаются, некоторые лежат на земле не поднимаясь…;

г) после возникновения «спонтанной работы» у некоторых в старых болезненных зонах усиливается боль, болезнь как будто утяжеляется, а не облегчается. У некоторых возникают боли там, где раньше не болело, как бы прибавляется болезнь в небольном месте…

Действительно ли описанные ситуации относятся к «отклонениям»? Каковы причины, приводящие к подобным ситуациям, и как их следует разрешать? Это требует конкретного анализа.

Занимаясь динамической работой, нужно снаружи тренировать мышцы, кости, кожу, а внутри тренировать воспроизводящую, жизненную и духовную энергии. После занятий нужно почувствовать приятное состояние во всем теле, душевное сияние. Если возникает ситуация первого типа, описанная выше, то это аномалия, говорящая о том, что вы не овладели как следует основами тренировок. Позы, движения, мышление неправильны или вызваны недостаточным знанием методики тренировки. (Например, тренируя движение вверх в третьей части комплекса «ци проходит заставы», если сознание не направить в точки «бьющий родник», то ци ударит вверх, что после тренировки легко приведет к головокружению. Когда человек выполняет «двойной возврат ци»: снаружи ведут — внутри идет, если кисти проходят слишком далеко от пупка, то у мужчин может легко возникнуть поллюции (соскальзывание воспроизводящей энергии), а у женщин могут начаться выделения — бели.) Хотя это и нельзя назвать «отклонениями», малые неточности требуют исправления для ликвидации последствий.

Ситуации второго типа следует назвать отклонением, но эти ситуации сопоставимы с другими. Как представляется, причины подобных ситуаций могут быть двух родов. Во-первых, при самостоятельном изучении моей первой книги «Тонкое использование цигуна» человек, не овладев основами и не получив четкого руководства, занимался «стоянием столбом» и у него возникали проблемы, которые он самостоятельно не умел разрешать. В то время методика только начала распространяться, опыт преподавания был недостаточен и мы не настаивали на обязательном руководстве со стороны учителя. Книга «Тонкое использование цигуна» также была написана сравнительно упрощенно. Там не было сказано подробно как «собирать работу» после «стояния столбом», это входит в обязанности преподавателя. Во-вторых, есть больные с противопоказаниями из-за расстройства сознания и тому подобными нарушениями или те, у кого эти болезни наследственные, и после тренировок у них в теле повышается содержание 5-окситриптамина (серотонина) и происходят нарушения психики. Если возникали подобные явления, то в то время они тоже были связаны с недостаточным учетом противопоказаний.

В ситуациях третьего типа, как мы считаем, дело касается спонтанной работы. Для большого числа возникающих движений, отличающихся от обычных, выше уже даны конкретные пояснения. Лица с интенсивными спонтанными движениями обычно страдают какими-то болезнями, и по мере прочистки каналов в их болезни возникает перелом к лучшему и движения могут переходить от больших к малым, от малых к исчезновению, от внешних движений к внутренним. Ныне, когда насчитываются миллионы занимающихся по всей стране, в области лечения и оздоровления достигнуты удивительные результаты. Следовательно, различные виды движений в «спонтанной работе» не следует рассматривать как «отклонение». Что же касается падения на землю, беспорядочного перекатывания и тому подобного, то практически это тоже вид лечебной потребности (контакт с инь земли), но такие движения выглядят не очень культурно и негигиенично, к тому же это полностью можно разрешить другими методами (например, дополнительно потренировать в динамической работе движение «соединение с землей и единение инь» и др.). Поэтому мы требуем не ложиться на землю и даем методы, предупреждающие падения.

Явления, относящиеся к четвертому типу, как мы считаем, требуют рассмотрение в плане исходного заболевания. Некоторые болезни не подходят для занятий динамической работой или работой «стояние столбом», например, после больших кровоизлияний. Поскольку после возникновения спонтанной работы ци ударяет в болезненные очаги, подобные болезни не должны подвергаться такому лечению, следует использовать другой метод лечения или заниматься вспомогательной лечебной работой. Помимо описанных выше случаев, если ци ударяет в болезненный очаг и нет резкой боли, это следует рассматривать как достижение успеха. Когда цигун достигает этого этапа, можно считать, что учащийся «вошел в ворота». В этом случае не следует считать, что болезнь усиливается, а не ослабевает и ошибочно принимать это за отклонение, потому что очень быстро можно добиться выздоровления. Если болезни раньше не было, а на тренировке возникают специфические боли, то нужно пройти медицинское обследование, чтобы выявить истинную причину болезни. Так, одна женщина, которая во время спонтанной работы с силой била себя внизу живота вплоть до подкожных гематом, после «собирательной работы» не могла ничего понять и побежала искать меня, чтобы спросить. Я посчитал, что «спонтанная работа» выявила болезнь и предложил ей сходить к гинекологу. Через несколько дней она сообщила, что при обследовании в матке выявлена опухоль, уже выросшая до размеров куриного яйца. Хорошо, что ее рано обнаружили и вовремя приняли меры, иначе могло быть хуже. Она очень благодарила «умного врача» — «спонтанную работу», которая выявила ее заболевание.

Один человек в начале занятий чувствовал себя очень хорошо, потом вдруг в ноге возникла сильная боль. Врач при осмотре выявил перелом кости. Этот человек посчитал, что на тренировке он выполнял упражнения неправильно. Такой подход, конечно, не всесторонний. Многие тренирующиеся поняли, что «спонтанная работа — очень умный врач», она может диагностировать болезни, а может и лечить их. Все движения в пяти частях «динамической работы» очень плавные, даже позанимавшись побольше, все равно невозможно дойти до перелома кости. Когда благодаря спонтанной работе ци ударяет в очаг болезни, болезнь, о которой сам человек не знал раньше, обнаруживается истинной энергией и можно заранее принять эффективные меры для вылечивания. Где еще найдешь такого «умного врача»?

В марте 1983 г. мы обследовали в Пекине более 20 тыс. изучающих «журавлиную работу» и у 17, т. е. меньше чем у одного на тысячу, обнаружили аномальные реакции. У семерых из этих 17 патологические реакции были невелики, у 1-2 обследуемых через неделю состояние вернулось к норме, еще у 10 — максимум через 2 мес. после обследования все вошло в норму. Анализ причин у этих 10 человек (0,08% обследованных) показал следующее:

Трое имели наследственное психическое заболевание. Еще трое занимались одновременно несколькими видами гимнастики; спонтанная работа у них была принужденной. Среди остальных один испытал испуг и один пострадал из-за эмоционального возбуждения. Один добивался галлюцинаций. Один занимался сам, не имея общих представлений о цигуне.

Обобщим сказанное. Распространяющееся ранее мнение об «отклонениях» далеко не всегда касалось действительных отклонений, об этом нужно иметь правильное представление. Некоторые проблемы, возникающие на тренировках, иногда действительно относятся к отклонениям. Они были связаны с некоторой упрощенностью пояснений в то время, с самостоятельностью изучения, когда нелегко было овладеть основами, и с тем, что не хватало преподавателей для массового обучения и накопления опыта. Учитывая эти обстоятельства, автор написал данную книгу, где не только рассказывается о принципах работы, которые многократно корректировались и пополнялись, но и даются необходимые для занятий цигуном базовые знания, а также общие сведения о тренировочной работе. Мы утверждаем, что «журавлиную работу» нельзя изучать самостоятельно, но необходимо руководство со стороны ведущего, а во всегосударственном масштабе нужно организовывать группы повышения квалификации разного уровня, создавая основу для распространения методов работы. В отношении ведущих занятия мы особо подчеркиваем важность «трех застав»: «застава» при наборе учеников (имеющие противопоказания в виде болезней или семейной отягощенности не должны заниматься работой первого этапа, они могут заниматься лишь вспомогательной лечебной работой), «застава» научного преподавания (преподавать строго в соответствии с методикой, всякие исправления и дополнения недопустимы) и «застава» в спонтанности при «стоянии столбом» (перед «стоянием столбом» нужно как следует проконтролировать, правильны ли движения и «сознание пяти частей в динамической работе», еще раз определить, нет ли тренирующихся с противопоказаниями; на начальном этапе изучения «спонтанной работы» ведущий обязательно должен руководить лично, и только когда занимающиеся овладеют работой, он может покинуть тренировочную площадку).

Мы надеемся, что те, кто желает изучать «журавлиную работу», но не имеет учителя, не станет изучать ее самостоятельно, особенно «стояние столбом». Имеющим противопоказания также не следует заниматься динамической работой и работой «стояние столбом», чтобы не создавать себе лишних неприятностей. Приведенные выше требования к ведущему и обучающемуся, мы надеемся, будут сознательно и честно выполняться. Ныне занимается, вероятно, более 10 млн человек, развитие будет продолжаться, и если тренироваться не строго в соответствии с нормами, то возникнут проблемы, за которые мы хотели бы нести ответственность, но не сможем.

Сказанное выше — это легко возникающие проблемы первого шага тренировочной работы. Некоторые занимаются этой работой очень долго, с высокой стабильностью и могут получать прекрасные результаты, но потом у них вдруг возникают аномальные реакции. Например, некоторые, занимаясь «спонтанной работой», собирают и снова выпускают, что продолжается непрерывно. У некоторых во всем теле появляется неприятное ощущение с таким же состоянием, как при простуде. Некоторые избегают людей, стремясь к одиночеству, в еде и в быту у них тоже возникают изменения. У некоторых поведение становится необычным, психика — своебразной… Эти реакции, возникающие после того, как тренировки достигнут среднего уровня, большей частью есть проявления «выходящей работы» (чугун, т. е. возникновение некоторых возможностей) <особых экстрасенсорных способностей>. Это временные явления, домашним и окружающим не следует слишком пугаться, удивляться или принимать это за «распад психики» и говорить, что «ходил по огню и попал к дьяволу», но нужно создать для тренирующегося спокойную обстановку и обратиться к просветленному (знающему) учителю за руководством. Ни в коем случае нельзя принуждать человека делать то, чего он не хочет, или заставлять сильно возбуждаться, иначе легко довести его до отклонений. По мере роста числа занимающихся и распространения знаний психологическая подготовка появится у всех, и при очередной встрече с подобными явлениями можно будет вести себя правильно и не удивляться.

«Парящий журавль» приводит к очень хорошим эффектам, к тому же ныне после ряда лет испытаний на практике и уточнений эта гимнастика уже довольно совершенна, и если занимающиеся имеют правильную цель тренировок, закаливают себя строго в соответствии с требованиями и под руководством ведущего, учителя, то безопасность надежно гарантирована и отклонений быть не может. Действуешь не по правилам, не соблюдаешь правил тренировок — значит, сам отклоняешься от методики, а не методика имеет свои отклонения. Об этом следует сказать четко. Практически и при самой лучшей методике тоже могут возникнуть отклонения, если заниматься, не соблюдая законов. Ныне мы официально преподносим широким массам любителей цигуна целостную исправленную и дополненную методику и гарантируем всем, что ее приемы и методы безопасны. Мы также верим, что если строго соблюдать метод, то, безусловно, будет получен удовлетворительный результат, а занятия будут безопасными и надежными для оздоровления тела и рождения мудрости.

Глава 29. Механизм лечения и лечебный эффект 18. Каков механизм лечения у «журавлиной работы»?

О т в е т. Цигун отличается от физкультурной тренировки, в нем добиваются беспрепятственного прохождения ци и крови путем «регулирования духа, дыхания и тела»; снаружи тренируя мышцы, кожу и кости, внутри тренируя воспроизводящую, жизненную и духовную энергии. Путем цигун-закалки непрерывно собирается истинная ци. Энергия в теле тоже непрерывно увеличивается. И когда она возрастет до определенного уровня, появляются силы для уничтожения микробов и злокачественных клеток. Эти силы позволяют сопротивляться болезням и сохранять равновесие: когда «есть болезнь — лечим болезнь, нет болезни — защищаемся от болезни» (подробнее см. в части первой, «Краткое ознакомление»).

19.Для лечения каких заболеваний эффективна «журавлиная работа»?

О т в е т. После того как в 1980 г. был создан цигун, стиль «парящий журавль», число занимающихся перевалило за 10 млн. Более 90% больных страдали хронической болезнью. После 2-3 мес. занятий у всех наблюдался положительный терапевтический эффект разной выраженности. Явный эффект наблюдается приблизительно у 74,3%. Наиболее четкий терапевтический эффект имеет место при заболеваниях пищеварительной системы, таких как хронический гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический колит, хронический энтерит, нарушение функции желудка и кишечника, привычные запоры; при таких заболеваниях системы дыхания, как бронхит, бронхиальная астма аллергического и инфекционно-аллергического характера, бронхэктазии, туберкулез легких. Кроме того, отмечается положительный эффект при таких заболеваниях и патологических состояниях, как ревматоидный артрит, радикулалгии, боли в пояснице и в ногах, вызванные костными шипами и почечной недостаточностью, при головных болях нервного характера, остаточных явлениях после инсульта и при других болезнях нервной системы. Поддаются определенному воздействию также такие заболевания мочеполовой системы, как простатит, везикулит, такие заболевания сердечно-сосудистой системы, как порок сердца, гипертония, гипотония. Помимо этого улучшается состояние при силикозах, отравлении токсичными газами, при сахарном диабете, гиперфункции щитовидной железы и в ряде других эндокринных заболеваний. Кроме того, некоторые опыты лечения сывороточного гепатита и рака также дали довольно явный эффект. Практические наблюдения показывают, что при многих заболеваниях возможен положительный терапевтический эффект разной степени.

20. Верно ли, что «журавлиная работа» справляется с лечением рака?

О т в е т. Цигун стиля «парящий журавль» только в поиске способов лечения рака. Практика последних лет показала нам, что в случаях рака печени, кишечника, крови, молочных желез, матки, яичников, горла, носоглотки, пищевода, мочевого пузыря при условии сотрудничества больного с учителем в результате настойчивой работы уменьшаются некоторые раковые опухоли. У некоторых больных здоровье восстанавливается при сочетании цигуна с медикаментозным лечением и химиотерапией. В ряде случаев здоровье также восстанавливается и без лекарств при добросовестных занятиях больные возвращаются на работу, некоторые добиваются продления своей жизни, а это для больных раком выдающееся событие.

Однако больным раком, занимающимся цигуном стиля «парящий журавль», показана другая тренировка, не такая, как «обычным» больным, также отличаются и требования. Им необходимо действовать особенно осторожно под руководством тренированного, имеющего опыт учителя. Удовлетворительный результат можно получить, если целенаправленно работать против рака в данной области тела, добавляя разные вспомогательные методы.

21. Можно ли заниматься «журавлиной работой» при выступающих межпозвонковых дисках в пояснице, при болезни шейного отдела позвоночника?

О т в е т. Такие больные могут заниматься «журавлиной работой», но нужно строго соблюдать ее принципы и методы и быть внимательным к требованиям на тренировках, иначе возникнут излишние проблемы. Так одни больные должны быть внимательны к упражнению «соединение с землей и единение инь» первой части, выполнять их медленно, точно с правильным сознанием. Другие больные должны обратить внимание на упражнение «вождение шеей» и «качание головой» из третьей части. Если выполнять их медленно, точно, правильно сочетать с сознанием, тогда можно достичь терапевтического эффекта.

22. Можно ли заниматься «журавлиной работой» при болезни Меньера и эпилепсии?

О т в е т. При обоих этих заболеваниях можно заниматься «журавлиной работой». Однако необходимо иметь учителя, который бы в достаточной степени учитывал эффект ударов ци в болезненные очаги. Нужно усилить контроль во время «стояния столбом», и если возникают проблемы, то разрешать их своевременно. Нужно заранее объяснить больному, что удары ци по очагу болезни — нормальное явление. В частности, патологическое состояние больных эпилепсией во время тренировок может привести к 3-5 приступам. Но если четко объяснить причины и соответственно руководить действиями больного, то можно сократить число приступов. Надо проследить, чтобы площадка для занятий была ровная и просторная и чтобы кто-нибудь подстраховывал больного.

23. Можно ли заниматься «журавлиной работой» больным с большой потерей крови?

О т в е т. Причин большой потери крови много, нужно рассматривать конкретную ситуацию. Если у больного возникает слишком сильное кровотечение из-за беспорядочного хождения ци-крови, то нужно поступать особенно осторожно, ибо это приносит ему ненужные психические травмы и телесные неприятности, особенно у людей с «малой печенью». В данном цигуне сочетаются динамика и статика, из-за повышенной подвижности и темпа это часто не очень подходит больным с кровотечениями. Пациентам с большими кровотечениями, я полагаю, заниматься «журавлиной работой» не нужно. Однако если в болезни происходит улучшение и долго нет рецидивов, тогда при правильном руководстве учителя, своевременно овладевающего ситуацией, можно пытаться работать.

24. Могут ли заниматься страдающие головными болями?

О т в е т. Причин, вызывающих головные боли, очень много: бывают головные боли нервного характера, бывают боли от внешних травм и пр. Когда цигун — тренировка доходит до определенного уровня и ци ударяет в болезненный очаг, то воздействие на больного относительно велико и могут быть довольно сильные головные боли. Перед занятиями нужно мысленно подготовиться, при возникновении проблем разрешать их немедленно; так, лицам с повышенной реакцией можно обратиться за медицинской помощью, принять болеутоляющие лекарства. Если настойчиво продолжать тренировки, то через какое-то время каналы прочистятся, и реакция на удары ци в болезненную зону ослабеет.

25. Могут ли заниматься «журавлиной работой» лица, лишенные конечностей, парализованные?

О т в е т. «Журавлиная работа» — комплекс, состоящий из пяти частей динамической работы и работы «стояние столбом». Все, кто может жить без посторонней помощи и не утратил способности к самоконтролю, могут пользоваться этой методикой.

26. Может ли «журавлиная работа» излечить кожные заболевания?

О т в е т. Китайская медицина считает, что человек — органическое целое. Цигун-закалка служит для прочистки каналов, открывания и закрывания БАТ, улучшения циркуляции крови и метаболизма веществ, поэтому желающие эффективно воздействовать на кожные заболевания могут заниматься «журавлиной работой». Практика подтвердила, что некоторые страдающие кожными заболеваниями излечились путем «журавлиной работы».

27. Почему страдающие шизофренией и серьезными функциональными нервными заболеваниями, а также имеющие семейную отягощенность подобными заболеваниями временно не должны заниматься динамической работой и работой «стояние столбом»?

О т в е т. У нас в первой части «Краткое ознакомление» это четко определено. Причина в том, что у больных этой категории нервная система расстроена, в головном мозге нарушена упорядоченность процессов, возможности саморегуляции относительно слабые. Когда возникает «спонтанная работа», эти больные находятся в состоянии переходного торможения, их сознание ими не управляет и попытка «собрать работу» (завершить упражнение, вернувшись к обычному состоянию может оказаться безуспешной). Кроме того, у страдающих шизофренией больше содержание 5-окситриптамина (серотонина) (в тканях), чем у психически здоровых людей, и при возбуждении его концентрация растет еще быстрее. Как только возникает «спонтанная работа», у них может произойти перевозбуждение или как бы приступ психической болезни. При таких заболеваниях временно не следует заниматься указанными упражнениями. Если желают излечить эти болезни, то можно заняться «методами терапевтической работы» под руководством учителя цигуна.

28. Какая разница между цигуном и гипнозом?

О т в е т. Цигун отличается от гипноза. Цигун — часть наследия китайской медицины, он имеет многотысячелетнюю историю, к тому же он опирается на личную внутреннюю активизацию скрытых возможностей тела, чтобы самому излечить болезни. Таким образом, это вид самотерапии. Тренирующийся должен полагаться на собственные усилия по балансирующей закалке: он добивается профилактики и лечения болезней, а также укрепления здоровья и продления жизни путем принятия правильных поз, регулированием духа и дыхания, прочисткой продольных и поперечных каналов, путем раскрывания и закрывания БАТ, снаружи тренируя мышцы, кожу, кости, а внутри тренируя воспроизводящую, жизненную и духовную энергии. При гипнозе речь имеющего опыт или умение человека руководит возбуждением другого, что приводит к соответствующему лечебному эффекту. Гипноз — воздействие одного человека на другого, ведомого, которым руководит гипнотизер; в этом основное отличие гипноза от цигуна.

29. Можно ли сочетать тренировочную работу с лечением посредством иглоукалывания и прижигания?

О т в е т. Тренировочная работа в цигуне предназначена для прочистки каналов и БАТ, избавления от болезней, укрепления тела. Иглоукалывание и прижигание тоже для прочистки каналов и БАТ. Однако методы тонизации и седатирования различаются (в цигун-тренировке тоже есть тонизация и седация). Следовательно, если хорошо согласовать тонизацию и седацию в цигуне и в иглоукалывании и прижигании, то можно повысить терапевтический эффект. Наоборот, если между ними есть противоречие, то возникнет взаимподавляющее воздействие.

30. Можно ли тренировочную работу сочетать с лекарственным лечением?

О т в е т. Чтобы ускорить лечение, следует сочетать методы. Если у ракового больного во время химиотерапии падает содержание лейкоцитов, то одновременно занимаясь цигуном стиля «парящий журавль», можно повысить число лейкоцитов, обеспечив нормальное лечение. Выздоровление, по меньшей мере, замедлится, если только тренироваться или только пользоваться лекарствами. Использовать цигун для сохранения здоровья и продления жизни могут здоровые люди и те, кто находятся в реабилитационном периоде после излечения от тяжелой болезни.

31. Почему некоторые тренируются очень добросовестно, а лечебный эффект отнюдь не выдающийся?

О т в е т. Как определить, занимаются ли добросовестно? Заниматься много не означает заниматься добросовестно. Настоящая добросовестность заключается в соблюдении требований различных пунктов методики: правильны ли позы, точно ли мышление, естественны ли расслабление, покой, дыхание и др. Некоторые люди тратят много времени, но занимаются не по правилам и требованиям, не умеют расслабиться, особенно не могут успокоиться. Некоторые тренирующиеся слабы в морально-этическом плане, не в состоянии управлять изменениями чувств. Некоторые не учитывают изменения ветра, холода, тепла, сухости и влажности, не стремятся нормализовать свое здоровье и жизнь, а извне часто подвергаются атакам «шести зол» (общее наименование ветра, холода, тепла, влажности, сухости, огня). Таким образом, как бы много человек ни занимался, ему очень трудно добиться заметного лечебного эффекта. Следует учесть еще одно: когда тренировки доходят до определенного уровня, возникает расцвет ян, тогда мужчины и женщины чувствуют сексуальные желания, это нормальное положительное явление. Однако некоторые, мало знающие о доставке воспроизводящей энергии для подпитки мозга, слишком увлекаются интимными отношениями, не умея регулировать половую жизнь. У таких людей болезни обостряются, возможны рецидивы. Это показывает и практика.

98. Каков главный эффект тренировки различных уровней?

О т в е т. Эффекты, возникающие в процессе тренировочной работы (оставляя в стороне терапевтический эффект), для различных уровней также неодинаковы.

На нижнем уровне обычно говорят об этапе «плавления воспроизводящей энергии и ее преобразовании в жизненную энергию». Основной эффект — приведение в движение внутренней ци собственного тела и саморегулирование, самовосстановление, прочистка каналов, открытие точек, оздоровление тела и изгнание болезней, когда никакие аномальные явления не возникают. У некоторых движения «спонтанной работы» очень красивые, что ошибочно принимают за мастерство высокого уровня.

На среднем уровне обычно говорят об этапе «плавления жизненной энергии и ее преобразования в духовную энергию». Когда вступают на этот уровень, могут возникнуть некоторые необыкновенные функции. Например, человек легко видит насквозь, принимает некоторую смутную или неустойчивую информацию (дальновидение, телепатия и пр.), определяет болезни у людей и лечит их, говорит на неких особых языках, музицирует, танцует, выполняет воинские упражнения или испытывает предчувствия и т. п. Однако возникающие на этом уровне функции обычно неустойчивые (они то есть, то нет, иногда они правильны, иногда ошибочны, иногда управляемы, иногда управление теряется) и неясные (так, не ясно, как эти функции возникают, как их использовать, что такое различные сопутствующие реакции, каковы связи и переход между «есть» и «нет», причинная связь прошлого, настоящего и будущего и т. д.).

На высоком уровне обычно говорят об этапе «плавления духовной энергии и возвращении в пустоту». После вступления на этот уровень могут возникнуть ясное, чистое видение насквозь (видят себя и других как в зеркале), дальновидение и телепатия, способность к обнаружению и лечению болезней вблизи или на расстоянии, а также некоторые другие особые функции, отличные от обычных. Функции, возникающие на этом уровне, обычно относительно устойчивые и интенсивные, их можно применять произвольно, по желанию. При достижении этого уровня неясные вопросы среднего уровня можно решить.

99. Какова связь между уровнями тренировки? Каким образом можно выйти на высокий уровень?

О т в е т. Тренировочная работа напоминает подъем на гору Тайшань: трижды по 18 поворотов от Средних небесных до Южных небесных ворот можно сравнить с тремя уровнями тренировочной работы, а именно нижние 18 поворотов со средним, верхние 18 поворотов — с наивысшим уровнем.

Только пройдя трижды по 18, достигнешь Южных небесных ворот, а выше есть еще Храм лазоревой зари и пик Яшмового императора. Только взобравшись на пик Яшмового императора встав на Камень четырех сердец, можно увидеть чудесный пейзаж при восходе солнца, войти в бесконечно прекрасный мир.

Среди трижды по 18 поворотов склон нижних 18 относительно пологий, подниматься довольно легко. На первом этапе тренировок тоже нетрудно добиться прогресса: можно очень быстро почувствовать ци, возникнет «спонтанная работа», ци будет ударять в болезненный очаг, болезненное состояние стабилизируется и облегчится, совсем исчезнет, но если не обращать внимания на самосовершенствование, подвергаться вредоносному воздействию семи эмоций и шести желаний или если на занятиях сознание не может войти в покой, мысли беспорядочны, то это отрицательно скажется на эффективности. Нужно обратить на это внимание.

На средние 18 поворотов взобраться труднее, времени требуется больше, надо потратить много сил, и некоторые, глядя вперед, чувствуют: гора высокая, путь опасный; сердце сжимается — поколебавшись, возвращаются назад, обнаруживают себя на высоте, у них появляется высокомерие, отчего их шаг замедляется. Вступив на средний уровень тренировок, некоторые из-за недостаточной настойчивости, упорства или по другим причинам отступают. Другие, достигнув определенного успеха, зазнаются, в результате возникает рецидив заболевания, тренирующиеся на этом этапе должны повышать сознательность и преодолевать самоуверенность, еще более важны указания знающего учителя.

На верхние 18 поворотов подниматься еще труднее. В это время уже можно вдали увидеть Южные небесные ворота, цель становится более ясной, надежда укрепляется, вера подтверждается, шаг становится увереннее. Когда тренировка достигает высшего уровня и когда человек войдет в Южные небесные ворота, в работе может произойти качественный скачок. Поднявшись на пик Яшмового императора, встав на Камень четырех сердец, можно увидеть очень далеко, меридианы времен могут собраться у глаз и можно почувствовать легкость и тонкость абсолютного пика, оглядываясь на свой путь наверх, можно мысленно улыбнуться и вздохнуть. Когда входишь в понимание мира, обычные печали и заблуждения выглядят как тающий дым. Только тогда вступаешь в настоящий мир цигуна высшего уровня. Глава 30. Общие сведения о тренировочной работе.

32. Почему нельзя одновременно заниматься двумя видами гимнастики?

Ответ. Во-первых, занимаясь цигуном, нужно выработать стереотип, включающий определенное время, содержание, место занятий; формирование и развитие этого стереотипа требуют ежедневного и постоянного повторения. Как только выработалась закономерность, не следует легкомысленно ее нарушать, ее соблюдение полезно для создания условных рефлексов психики и тела, это может помочь тренирующемуся быстрее стабилизоваться. Если одновременно заниматься двумя гимнастиками и более, то формирование подобных условий можно нарушить. Шанхайские учение установили, что если заниматься одним методом работы, то рост мастерства (гунфу) оказывается линейным, а если взяться еще и за другую методику, то все приходится начинать сначала. Если заниматься попеременно двумя видами, то их методы будут друг другу вредить и мастерство не сможет расти.

Во-вторых, различные методики имеют разные принципы регулирования ци, пути ее транспортировки, скорость получения эффекта, цели. Их конкретные требования и особенности, а также получаемые результаты тоже не одинаковы. Если одновременно тренироваться по двум методикам, то постоянно будут меняться способы вождения и пути следования истинной ци. Это отрицательно повлияет на результаты вплоть до появления отклонений и даже нанесения вреда организму.

В-третьих, в результате тренировочной работы могут возникать разнообразные реакции, и если одновременно заниматься по двум методикам, то не различить, какая реакция возникла из-за какой методики. Если появляется отклонение, его тоже нелегко исправить, трудно овладеть ситуацией для продвижения в мастерстве. Все это не благоприятствует занятиям.

Таким образом, не следует одновременно заниматься по двум и более методикам, особенно начинающим изучать цигун, нельзя обдумывать поездку, глядя в разные стороны. Не обязательно будет польза, если перепробовать каждый вид работы. Если человек уже овладел мастерством, то чтобы изучить и убедиться в эффективности других методов работы, можно заниматься и двумя стилями гимнастики. Затем он может подвергнуть их анализу и сопоставлению, выявив достоинства и недостатки каждого. Однако, в конце концов, мастер выбирает себе один подходящий метод для длительных занятий, совершенствуясь в нем от начала до конца.

33. Какая обувь хороша для занятий?

Ответ. Лучше всего матерчатые тапочки: так легче соединиться с ци земли. Женщинам не следует одевать обувь на высоком каблуке, чтобы не вывихнуть стопу. Некоторые используют кеды, это тоже не очень хорошо, так как резина создает изоляцию, замедляющую прохождение в точки «бьющий родник».

34. Есть ли разница, где заниматься — в помещении или вне его?

Ответ. Зимой в особо холодное время можно тренироваться в помещении, но следует особенно следить за проветриванием, чтобы воздух был свежий. В помещениях на пятом этаже и выше результаты занятий плохие, лучше спуститься вниз. Как подтверждает практика, в помещениях на пятом этаже и выше затруднен контакт с ци земли. Таким образом, нужно выбирать соответствующую площадку для тренировок. Например, четвертый этаж для занятий хуже первого, на цементном полу результат хуже, чем на земле. Это почувствовали многие.

35. Как следует выбирать подходящие для тренировок деревья?

Ответ. Дерево, как и человек, живой организм. Тело деревьев долгие годы находится между небом и землей. Дерево до последнего дня в контакте с небесным ян и земным инь. Благодаря солнцу деревья получают осеменение, от луны — цветение, они соединяют верх и низ, приводят инь и ян в гармонию и согласие, обладают мощной возможностью собирания и выпускания. Под солнцем деревья ведут фотосинтез, поглощая углекислоту и выделяя кислород, поэтому людям приятно отдыхать под деревьями. Если тренироваться под деревьями, то можно с ними обмениваться информацией: принимать хорошую ци, выделяемую деревьями для восполнения потребностей своего тела и отдавать им свою больную и выбрасываемую ци, которую деревья забирают.

Однако совсем не все деревья полезны человеку. Как показали наблюдения многих занимающихся, поскольку характер ци разных деревьев различается, занятия под разными деревьями приводят к разным результатам. Товарищи со станции цигун-помощи района Лунси провинции Фуцзянь наблюдали 66 учеников, занимающихся цигуном, и обнаружили, что сосны, кипарисы, платаны, фикусы, плакучая ива и другие деревья, всего более 10 видов, вызывают положительную реакцию, на занятиях под ними ци идет ровно, ум прочищается, тело становится легче, более послушно желаниям, а драконов глаз (плодовитка, китайский орешник), орхидея, софора, гуанчжоуская орхидея, всего более 10 видов, дают отрицательную реакцию, занятия под ними приводят к чувству стеснения в груди, короткому дыханию, недостатку сил во всем теле; у некоторых после занятий под гуанчжоуской орхидеей кружится или болит голова, во всем теле возникают неприятные ощущения.

В общем, сосна, кипарис, тополь, ива, гингко, платан, фикус, а также темный бамбук, опунциевые («ладонь святого человека») дают положительную реакцию, а грецкий орех, каштан, черный финик, цедрела дают отрицательную реакцию. Однако видов деревьев много, да и где растут они — на юге или на севере — тоже большая разница, и нелегко проверить каждое. Ци какого дерева воспользоваться, также зависит от состояния недостаточности одного из пяти плотных органов в теле: разные люди могут нуждаться в ци разных деревьев. Какое дерево, в конце концов, необходимо или подходит, тренирующийся сможет постепенно определить сам.

Сказанное выше относится к подбору деревьев перед занятиями. Некоторые после возникновения «спонтанной работы» непроизвольно выбирают какое-то дерево и приближаются к нему. Другие специально выбирают деревья, выделяющие биологически активные вещества, спонтанно используя лекарственные свойства разных компонентов, содержащихся в деревьях для пополнения того, что нужно телу, или используя их лекарственные свойства ради преодоления болезни. Это один из эффектов «спонтанной работы», полезный в лечении болезней и оздоровлении тела, нужно только слушать естество деревьев. Не вдаваясь в специфичность энергии, деревья можно подразделять на дающие и отбирающие энергию. Эти действия зависят от человека и его состояния, у каждого может быть «свое» благоприятное дерево. Направленность потока энергии определяют по отклонению полоски тонкой фольги, помещенной между своим телом и живым деревом или куском дерева. Обычно считают, что дуб — всегда дающий, осина — всегда забирающая. Например, при лечении воспаления нужна сначала осина для вытягивания болезни, а затем дуб для пополнения сил. Однако это воздействие индивидуально.

36. Каково наилучшее время суток для занятий?

Ответ. Мы считаем, что лучше всего — четыре китайских часа: «час ребенка», полдень, мао и ю (23-1, 11-13, 5-7 и 17-19 ч). Любопытно, что в разных школах временные требования различаются. В самом Китае многие рекомендовали заниматься только в янское время роста энергии — с «часа ребенка» до полудня. Йоги не рекомендуют заниматься в переходное время — полдень, а ночью, естественно, люди спят. Нынче, когда все работают, учатся или занимаются какой-то общественной деятельностью, обычно нелегко тренироваться своевременно. Можно исходить из собственного распорядка дня и условий работы, разумно распределив: когда есть удобное время, тогда и заниматься, лучше в постоянные часы, чтобы выработать привычку, и когда она стабилизируется, продолжать. Если из-за занятости на работе вы иногда пропустите время тренировки, это несущественно. Через какое-то время упущенное время можно компенсировать.

37. Нет ли противоречия между тренировками и купанием в холодной воде?

Ответ. Купание в холодной воде — тоже метод сохранения здоровья. Путем длительной закалки этим методом можно укрепить здоровье тела и психику, увеличить возможности противостояния болезням и продления жизни. Цигун-закалка — наилучший способ укрепления тела, раскрытия его потенциальных возможностей, развития ума. Оба метода в принципе не имеют противоречий. Однако купаться в холодной воде лучше перед тренировкой, поскольку после тренировки БАТ и капилляры раскрываются, а холодное купание может их «закупорить», что легко приводит к простуде. С учетом этого можно совмещать цигун и купание в холодной воде.

38. На что обращать внимание больным с гипертонией?

Ответ. Занимаясь, люди с повышенным давлением должны особенно следить за безопасностью. В начальный период нужно использовать «метод понижения давления». Если после периода обрабатывания динамической работы артериальное давление стабилизируется, то все же можно продолжать использовать указанную вспомогательную методику.

39. На что обращать внимание людям, которые легко пугаются?

Ответ. «Испуг» — внезапное напряжение психики, вызванное неожиданным чрезвычайным происшествием, например, опасностью, приближающимся бедствием, ложным видением чего-либо необычного, громкими звуками и др. Испуг может привести к болезни, поскольку задеваются сердце и дух (душевное состояние). Когда дух в испуге — ци путается и дисгармонизируется. В «Простых вопросах» об этом сказано: «В испуге сердцу некуда прислониться, духу некуда вернуться, мышлению негде стабилизироваться, поэтому ци путаная». При испуге ци сердца сначала пребывает в пустоте. Когда, встречаясь с опасностью или приближением беды, человек остается спокойным, его сердце (душа) мирное, а ци гармоничная, и до болезни как следствии испуга дело не доходит.

Страх (страх, как и испуг, относится к «семи эмоциям», которые, будучи в интенсивной форме, могут привести к болезням) — проявление трусости, вызванной крайним нервным напряжением. Знаменитый медик Чжан Цзыхэ говорил: «Испуг — не знаешь сам, страх — знаешь сам». В «Простых вопросах» сказано: «Страх, как бы человека схватывает» (глава о различении пульсов). В «Книге песен» («Шуцзин») также говорится: «Как приблизишься к глубокой бездне — как ступаешь на тонкий лед», что выражено в стихах. Причин страха много, но всегда почки пребывают в пустоте и убытке, а ци-кровь — в недостатке, воля недостаточная, дух трусливый, отсюда следует, что «почки хранят волю» и «сердце хранит дух». Кровь в недостатке — и воля недостаточная, воля недостаточная — испуг возникает, страх — и дух уходит. В «Линшу», в «Главе о коренной шэнь» читаем: «Дух поражен — страх и боязнь, себя теряешь». В «Главе о продольных каналах» написано: «Почки в достаточности, ци канала малый инь в недостаточности — легко возникает страх». В «Простых вопросах», в главе «О регулировании продольных каналов» говорится: «Кровь в недостатке — (возникает) страх». В главе «Ясно сообщаем о пяти ци»: «Тонкая ци соединяется в почках — (возникает) страх».

40. Если во время тренировки испугаешься, что делать?

Ответ. Часто возникающий испуг на тренировках в основном имеет две причины.

1) Испуг, пришедший извне. После того, как на тренировке входят в покой, неожиданно вторгается нечто постороннее (например, если площадка выбрана неудачно и неожиданно доносится шум скандала <при медитативном "вхождении в покой" восприимчивость органов чувств резко возрастает, малейший звук воспринимается как гром, прикосновение - как потрясение. Внешние раздражители становятся крайне опасными, особенно для психики, поэтому выбирают место и время для работы без помех или возникает какое-либо другое внешнее угрожающее движение, очень легко испугаться. Некоторые люди ночами в одиночку тренируются на природе, их психика напряженная и они тоже легко пугаются.

2) Различные галлюцинации во время тренировочной работы. В принципе это часто наблюдаемое явление на тренировках, но люди с «малым желчным пузырем» (малохрабрые) или с недостаточностью научных знаний имеют мистическое сознание. Когда возникают галлюцинации, мышление у них путается, возникает самоустрашение.

Теория китайской медицины считает: «Испуг — ци путаная», «Страх — ци опускается». После испуга некоторые неестественно плачут и смеются, у некоторых появляется бессвязная речь, дрожат руки и ноги, мало ци и нет сил, ощущается усталость и хочется спать, человек падает без сознания, у некоторых возникает чувство жара и сердечный трепет, иногда теряется сон и появляются грезы, а сознание затуманивается. Когда возникают подобные явления, не нужно пугаться, следует поступить указанным ниже способом.

Испугавшись, не нужно тут же покидать тренировочную площадку, следует на месте же успокоиться, сосредоточиться, продолжить тренировку, и, почувствовав себя приятно, воспользоваться «Способом привлечения ци и возвращения к изначальному».

Некоторые, испугавшись, забывают «собирать работу» и уходят с тренировочной площадки. При этом находящаяся вокруг тела ци не возвращается в поле пилюли. В подобной ситуации, если еще не ушел далеко, следует вернуться на площадку, «собрать работу», и поступить так, как указано выше. Если же ушел далеко или прошло слишком много времени, то можно воспользоваться «методом четыре влево, три вправо, трижды возврат ян».

41. Как войти в покой на тренировке?

Ответ. В цигун-закалке главное — расслабление и покой, особенно вхождение в покой. Пять частей динамического цигуна «журавлиной работы» включают поиск покоя в движении; движение формы, ведомой мыслью; перемещение ци следом за мыслью; объединение в одно мысли, ци и формы, т. е. концентрация сознания в движении, не следует мыслить путано. Нельзя иметь беспорядочные мысли, иначе, тренируясь, не сможешь войти в покой. Следовательно, первейшее требование — объединить мысль, ци и форму, так от поверхностного вхождения в покой продвигаются к глубокому. Как действительно войти в покой после того, как при стоянии столбом возникает «спонтанная работа»? Способов вхождения в покой много, приведем некоторые. Например, «способ слушания дыхания»: тренирующийся, утихомирив дух и успокоив мысли, тонко прислушивается к своим выдохам и вдохам автор рассказывает упрощенно. При этом прослеживают путь воздуха или ци от носа до нижнего поля пилюли и обратно. Дышат животом, выпячивая живот на вдохе. «Метод счета дыханий» заключается в счете числа выдохов и вдохов, от 1 до 10, потом начинают сначала.

«Метод изгнания бандитов» следующий. Тренирующийся перед занятиями внушает себе: «Сейчас начинаю тренировку, удаляю все помехи». После «собирающей работы» возвращается к мыслительной деятельности. Если действительно есть проблемы, вызывающие беспокойство, то с налета это не получится. Приняющим беспокойство мыслям позволяют проникнуть в «мозговое море» (затылок), логически их обдумывают, делают вывод и тогда все беспорядочные мысли естественно становятся несуществующими. Есть еще один способ: после вхождения в покой тонко-тонко направляют сознание в поле пилюли, на изменения и в различные зоны или в собственном теле, преобразуя все в ци (воспроизводимую энергию).

42. Можно ли «стояние столбом» сопровождать легкой музыкой, чтобы войти в покой?

Ответ. «Стояние столбом» относится к статической работе, только при вхождении в покой она становится правильной. Музыка будет противодействовать вхождению в покой. Однако начинающие могут использовать легкую музыку, которая приведет к расслаблению и вхождению в покой.

43. Почему человеку, выглядящему очень тренированным, на занятиях порой тоже трудно войти в покой?

Ответ. Суждение о тренированности бывает поверхностное. У многих мысли быстрые и путаные, которые не удается сразу успокоить, у таких на тренировке наиболее беспокоящая проблема выступает на передний план. О делах думают и думают, особенно, если он затрагивают личные интересы, беспорядочных мыслей становится все больше, сразу их отбросить не удается, а когда есть беспорядочные мысли, то покой недостижим.

44. Каковы установки тренировок для женщины?

Ответ. Женщины не должны заниматься во время менструаций и беременности.

45. Есть ли разница в малом цикле неба у мужчин и женщин?

Ответ. Мужской малый цикл неба по каналу управления поднимается, а по каналу действия опускается: «спина-ян, живот-инь». Женский малый цикл неба по каналу действия поднимается, а по каналу управления опускается: «живот-ян, спина-инь». Есть и такие женские циклы неба, которые совпадают с мужскими. Бывает и так, что малый цикл неба вращается то в одну сторону, то в обратную.

Рейтинг темы
Рейтинг статьи
Просмотров: 11279
Подписка на новости портала

Интересное по теме

Комментарии