Бесплатный вебинар
«Методы клинической медицины для лечения цистита»
25 ноября в 16-00 (МСК)
Записаться Нет, спасибо

Пранаяма. Нервная система и оккультное учение йогов

Было указано, что западная наука относительно дыхания ограничивается изучением его роли в процессе поглощения кислорода кровью и дальнейшего воздействия кислорода на организм через посредство системы кровообращения, между тем как учение йогов говорит ещё и о поглощении праны и её распространении в организме по сети нервной системы. Прежде чем перейти к дальнейшему, необходимо дать общее описание нервной системы.

Нервная система человека состоит из двух отдельных больших систем — системы спинно-головного мозга и симпатической системы. Систему спинно-головного мозга составляют те части нашей нервной системы, которые входят в головной и спинной мозг с ответвлениями, идущими от них. Эта система заведует такими проявлениями животной жизни организма, как его желания, ощущения, и т. п. Симпатическая же система охватывает собою сеть нервов, расположенную, главными образом, в грудной, брюшной и тазовой полости, и подчиняет себе внутренние органы тела. Она управляет вневолевыми процессами, как рост тела, питание, кровообращение и пр.

Спинно-головная система действует при всех ощущениях зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и т. д. Она приводит органы в движение, она работает, когда человек думает, когда работает его сознание. Она служит орудием высшему «Я» человека для его общения с миром внешним. Эта система может быть сравнена с телефонной системой, причем мозг представляет собою центральную станцию, а спинной мозг и идущие от него ответвления нервов — проволоки проводов.

Головной мозг представляет собою большую массу нервной ткани и состоит из трех частей: большой мозг, наполняющий собою лобовую, теменную, среднюю и заднюю часть черепа, мозжечок или «малый мозг», расположенный в нижней и задней части черепа и продолговатый мозг (Medulla oblongata), который представляет собою утолщенное начало спинного мозга и лежит впереди «малого мозга».

Большой мозг есть орган той части нашего интеллекта, которая проявляет себя в умственной деятельности.

Малый мозг управляет движениями и волевой деятельностью. Продолговатый мозг есть верхний утолщенный конец спинного мозга, и от него и от главного мозга расходится сеть нервов, проходящих в разные части головы, а также в органы специального назначения и затем к некоторым органам, лежащим в грудной и брюшной полостях, а также к органам дыхательным.

Спинной мозг наполняет собой канал, проходящий внутри спинного хребта. Он представляет собою длинную массу нервной ткани, от которой у каждого позвонка отделяются нервы, связывающие его со всеми частями тела. Спинной мозг есть как бы главный телефонный кабель, а нервные ответвления — это отдельные проволоки, соединенные с ним.

Симпатическая система состоит из двойной цепи ганглий по сторонам спинного хребта и рассеянных ганглий в голове, затылке, груди и брюшной полости. Ганглия — масса нервной ткани, состоящая из клеток. Эти ганглии соединены между собою нервными нитями.

Нервы движения и ощущения соединяют их также со спинно-головной мозговой системой. От этих ганглий отделяются бесчисленные нервные волоконца, расходящиеся по всему телу. В разных местах нервы эти перекрещиваются, образуя так называемые «plexus» — сплетения. Симпатическая система заведует бессознательными процессами, как кровообращение, дыхание и пищеварение.

Сила, передаваемая мозгом во все части организма посредством нервов, в западной науке имеет название «нервной силы», йоги же видят в ней проявление праны. По характеру своему и быстроте действия она похожа на электричество. Без этой «нервной силы» сердце не может биться, кровь не может циркулировать, легкие — дышать, органы вообще — действовать, и весь механизм тела останавливается без неё. Более того — даже и мозг не может думать без присутствия праны. Если остановиться на этом со вниманием, вся важность усвоения праны кровью станет каждому ясна и «наука о дыхании» получить значение гораздо большее, чем придают ей западные ученые.

Йоги идут далее западной науки, особенно относительно одной части нервной системы. Мы разумеем то, что западная наука называет «солнечным сплетением» — «plexus solaris», и что она считает просто скоплением переплетающихся нервов симпатической системы с её ганглиями, — таких скоплений, узлов, несколько в разных частях тела. Йоги же думают, что это «солнечное сплетение» в действительности есть важнейшая часть нервной системы, и что оно есть вид мозга и играет одну из важнейших ролей в человеческом организме. Впрочем, западная наука, кажется, понемногу начинает признавать особенное значение этого «солнечного сплетения» — по крайней мере, некоторые новейшие авторы называют его уже — «брюшным мозгом». Солнечное сплетение находится вблизи желудка, как раз под ложечкой против внутренней стороны спинного хребта. Оно состоит из белой и серой мозговой массы, как и другие виды человеческого мозга. Оно управляет главнейшими внутренними органами человека и играет гораздо более важную роль, чем о том обыкновенно думают. Здесь мы не будем входить в дальнейшие подробности учения йогов о солнечном сплетении, скажем только, что по их убеждению оно есть складочный магазин праны. Известно, что сильным ударом под ложечку можно прямо убить человека, и кулачные бойцы знают всю чувствительность этой области, удар в которую лишает человека надолго сил.

Имя «солнечного сплетения» дало этому нервному узлу очень удачно, ибо он посылает лучи силы и энергии во все части тела; даже и головной мозг зависит от него, как от складочного места праны в организме. Рано или поздно и западная наука признает действительную роль солнечного сплетения и отведет ему гораздо более важное место, чем-то, которое теперь уделяется ему в сочинениях её ученых. Первый шаг к управлению по своей воле действиями праны, разлитой в природе, есть приобретение способности управлять той частью праны, которая проявляется в наших телах и умах. Поэтому естественнее всего начитать с себя, говорят йоги. Прана, заключенная в человеке, есть маленький залив из великого океана всеобщей праны, и здесь нужно начинать, желая приобрести власть над океаном. Но в организме есть еще более тонкая форма праны, чем даже жизненная сила, проявляющаяся в телесной активности. Это психическая прана, проявляющаяся в нервной, душевной и умственной деятельности человека. А так как душевная и нервная энергия ближе к «Я», чем телесные силы, то йоги учат начинать пранаяму именно с подчинения воле нервной и душевной деятельности. Для этого они дают следующий метод.

Согласно учениям йогов, существуют два тока праны (называемые Пингала и Ида), проходящие вдоль спинного мозга, по обоим сторонам того канала или трубы в спинномозговой колонне, который индусы называют Сушумна и который представляет собой центр всего существенного в спинном мозгу. В нижнем конце Сушумны находится треугольник тонкого вещества, называемый индусами «внутренность лотоса Кундалини», и содержащий в себе как бы конденсированный запас скрытой силы, называемой Кундалини. Относительно Кундалини утверждают, что это необыкновенно могущественная оккультная сила, которая, если ее разбудить и заставить подняться по Сушумне, даст удивительные результаты психического характера и откроет много сфер психической деятельности, которые даже не снились обыкновенному человеку. А если Кундалини достигнет мозга, то освободить душу от оков материй и сделает йога сверхчеловеком.

Пингала — это нервный ток, идущий вдоль правой стороны Сушумны; Ида — это ток, идущий с левой стороны. Вдоль Сушумны расположено несколько «лотосов» или центров психической деятельности. Первый из них, находящийся внизу, называется Муладхара и последний, главный лотос, лежащий в головном мозгу называется Сахасрара или тысячелепестковый лотос мозга. Сушумна, со своими аккумуляторами скрытой силы, рассматривается как чрезвычайно сильная батарея психической энергии, которую можно привести в действие и регулировать при помощи известных приемов дыхания, которым учат йоги, особенно при помощи ритмического дыхания, которое, как утверждают, пробуждает скрытые силы Кундалини. А пробужденная сила Кундалини, управляемая и направляемая умом, вызывает к действию все те сверхнормальные силы, которыми обладают йоги. Методы и способы пробуждения Кундалини и называются «пранаяма», — четвертая степень пути достижения Патанджали.

Первая цель при упражнениях Пранаямы — это пробуждение ритмических вибраций при помощи дыхания, управляемого и контролируемого сознанием. От этого дыхания возникают вибрации, пробуждающие силу Кундалини, при помощи которой производятся сверхнормальные психические феномены. Вторая цель — это сосредоточение праны или нервной силы, контроль над её расходованием и управление ею. Прана наполняет собой весь организм, сохраняясь, как в аккумуляторах, в различных ганглиях или нервных сплетениях, особенно в большом «солнечном» сплетении.

Ученик, желающий постигнуть науку Пранаямы и её метод, должен изучать практически «сидение йогов», т. е. позу, которую принимают и сохраняют йоги во время своих упражнений. Это — сидение на полу или на земле в слегка наклоненном вперед положении, так, чтобы голова, шея и грудь находились на прямой линии, идущей вниз, а спинной хребет лежал бы свободно и без всякого напряжения в естественном положении.

Затем изучается дыхание, начиная с культивирования естественного размеренного дыхания, медленного вдыхания, удерживания воздуха, в течение известного времени и затем медленного выдыхания. При этом в уме всё время должно произноситься священное слово Ом, которое служит как бы ритмическим отбиванием темпа и сопровождает собой вдыхание и выдыхание.

Следующий шаг — это изучение дыхания через одну ноздрю. Цель здесь заключается в том, чтобы заставить ток Ида идти через левую ноздрю, а ток Пингала и направлять через правую ноздрю. Ученику показывают, как, закрывая правую ноздрю и затем, дыша через левую ноздрю, направлять ток Ида вдоль спинного мозга, сосредоточивая при этом внимание на нисходящем нервном токе. Цель этих действий заключается в том, чтобы разбудить «спящий», нижний лотос, в котором сохраняется сила Кундалини. Когда вдыхается ток Ида и нервная сила направляется к месту нахождения Кундалини, дыхание задерживается на несколько мгновений, причем в уме образуется (усилием воли) мысленный образ, что ток Ида проходит через «лотос» и идет вверх с правой стороны спинного хребта по каналу Пингала. Затем производится медленное выдыхание по каналу Пингала, через правую ноздрю, причем закрывается левая ноздря. Наиболее распространенный способ, которому учат начинающих, заключается в том, чтобы закрывать правую ноздрю, вдыхая через левую, затем плотно закрыть обе ноздри, пропуская ток через место, где находится Кундалини, и затем открыть обе ноздри, выдыхая воздух. Потом тот же процесс проделывается в обратном порядке. Воздух вдыхается через правую ноздрю, задерживается на несколько мгновений при обеих ноздрях, плотно закрытых, и затем выдыхается через левую ноздрю.

Центр спинного мозга заключает в себе канал, который йоги называют Сушумна; через этот канал проходит центральный ток, причем токи Ида и Пингала текут каждый с одной стороны Сушумны. Качал Сушумна у обыкновенных людей закрыт; когда же он открывается, человек становится йогом, т. е. начинает обладать сверхнормальными психическими силами. Через раскрывшийся канал Сушумны поднимается вверх к головному мозгу сила Кундалини и переносит ум человека на высшие плоскости. Таким образом «двигание» или шевеление Кундалини в нужном сплетении имеет целью заставить его подняться вверх — таким образом, канал Сушумна медленно и постепенно открывается весь. Сила Кундалини, восходя вверх, пробуждает к деятельности несколько лотосов, лежащих вдоль спинного хребта и соединенных с Сушумной. Нижний из этих лотосов, расположенный в основании спинномозговой колонны, называется Муладхара, следующий называется Свадхистхана; за ним лежит Анахата; дальше Вишуддха; потом Аджна и последний, лежащий уже в головном мозгу, называется Сахасрара или «тысячелепестный лотос». В нижнем, т. е. в Муладхаре заключена сила Кундалини, а деятельность верхнего состоит в том, чтобы распределять в мозгу поступающую в него силу Кундалини и создавать, таким образом, возможность того, что является нам в виде сверхнормальных психических и ментальных феноменов.

Дыхание через ноздри и дыхание через рот

Один из первых уроков науки дыхания йогов посвящается тому, чтобы научиться дышать носом и победить обычную привычку — дышать ртом.

Дыхательный механизм человека позволяет ему дышать и носом и ртом, но для него дело истинно жизненной важности — каким именно из этих двух способов он дышит, ибо один дает здоровье и силу, а другой ведет к болезням и слабости.

Конечно, не должно было бы быть и надобности объяснять читателю, что нормальный способ дышать — через нос, но невежество цивилизованного человечества по отношению к некоторым простым вещам прямо поразительно. Мы постоянно встречаем людей, которые на прогулках дышат через рот и своим детям позволяют следовать той же ужасной и вредной манере дыхания.

Многие из болезней, которым подвержен цивилизованный человек, причиняются ему именно этой общей привычкой дышать через рот. Дети, которым позволяют дышать так, вырастают слабыми и маложизненными, как будто надорванными и в своей мужественности, и в своей женственности, и подверженными хроническим заболеваниям. Матери диких племен поступают не так, очевидно движимые прозрением. Они словно инстинктом сознают, что ноздри представляют собою настоящие каналы для проведения воздуха в легкие, и они приучают своих детей закрывать рот и дышать через нос. Они приподнимают им голову вперед во время сна, что невольно заставляет сжимать губы и дышать через ноздри. Если бы матери цивилизованных народов поступали так же, они принесли бы большое благо своему народу.

Много заразных болезней распространяется этой злополучной привычкой дышать ртом, и немало случаев простуды и катаральных заболеваний должно приписать всё той же причине. Многие из тех, кто, подчиняясь очевидности, днем дышать через нос, ночью дышат через рот и подвергаются заболеваниям от этого.

Тщательно сделанные исследования показали, что те из солдат и матросов, которые спят с открытым ртом, более подвержены заразным заболеваниям, чем дышащие через ноздри. В одном случае на военном корабле среди матросов и солдат появилась эпидемия оспы и от неё умерли лишь те заболевшие, которые дышали через рот, из дышавших же через нос не умерло ни одного человека.

Орган дыхания имеет свой предохранительный аппарат-фильтр и пылепоглотитель — в ноздрях носа. Если дыхание делается через рот, то на пути между губами и легкими нет ничего, что процеживало бы воздух и очищало бы его от пыли и прочих посторонних примесей. Ото рта до легких путь совершенно открыть, и с этой стороны дыхательный аппарат наш не защищен ничем. Кроме того, такое неправильное дыхание ведет к тому, что воздух поступает в легкие совсем несогретым, что очень вредно. Воспаление легких часто имеет причиной вдыхание холодного воздуха через открытый рот. Человек, спящий ночью с открытым ртом, всегда просыпается с чувством сухости во рту и гортани. Это пренебрежение к прямому требованию природы наказывается болезнями.

Вспомните с одной стороны — что рот не даёт никакой охраны органу дыхания, и пыль, заразные начала и холодный воздух свободою входят в легкие этой дверью. С другой стороны, носовая полость и её проходы сами по себе уже свидетельствуют о большой заботе, которую природа приложила именно в этом отношении. Ноздри представляют собою два узких извилистых канала, со щетинистыми волосками, служащие как бы фильтром или ситом для пропускаемого воздуха — примеси останавливаемые этим фильтром при вдыхании выталкиваются наружу обратно при выдыхании. И не только этому важному назначению служат ноздри, но также и согреванию холодного воздуха прежде, чем он попадает в легкие. Длинные и узкие проходы носовой полости выложены теплой слизистой оболочкой и согревают проходящий воздух настолько, что он уже не может повредить нежным тканям гортани или легких.

Ни одно животное, кроме человека, не спит с открытым ртом и не дышит через рот, и только человек, и притом человек цивилизованный, совершенно извращает в этом прямые указания природы, ибо дикари почти всегда дышать правильно. Возможно, что эта противоестественная привычка приобретена цивилизованным миром вследствие ненормального образа жизни, расслабляющей роскоши и чрезмерной теплоты в домах.

Очистительный и фильтрующий аппарат носовой полости делает воздух достаточно чистым для таких деликатных по строению органов, как легкие и гортань. Примеси и пыль, захватываемая ситом волосков и слизистой оболочкой, выносятся назад при выдыхании или, если они накапливаются слишком быстро, или же попадают в области неподлежащие, природа чиханием выбрасывает их вон.

Воздух, прошедший в легкие сквозь ноздри, отличается от наружного воздуха, так же, как фильтрованная вода от воды цистерны. Сложный очистительный аппарат носовой полости, задерживающий в себе все посторонние примеси из вдыхаемого воздуха, так же необходим для легких, как для желудка необходима помощь рта, чтобы предохранить его от вишневых косточек, рыбьих костей и тому подобных добавлений к пище. Дышать ртом, по крайней мере, так же противоестественно, как принимать пищу носом.

Вредным последствием дыхания через рот является и то, что вследствие сравнительной бездеятельности носовая полость теряет свою особую чувствительность, не освобождается с достаточной энергией от оседающих на ней частиц, и получает наклонность к местным заболеваниям. Как покинутая дорога скоро забрасывается мусором и зарастает сорной травой, так и носовая область, оставшаяся без своего нормального употребления, наполняется болезнетворными отбросами и остатками.

Для тех, кто обычно дышит через нос, бывает очень неприятно, когда нос вдруг закладывает, и они принуждены дышать через рот. Чтобы помочь им держаться всегда правильного способа дыхания, может быть, будет полезно прибавить здесь два слова о легком и верном способе всегда иметь носовую полость в должной чистоте и порядке.

Обычный для этого на Востоке прием — втянуть через нос немного воды, пропустить ее через носовые каналы в горло и затем выплюнуть через рот. Индусские йоги погружают лицо в чашку с водою и особым приемом сосания носом втягивают некоторое её количество, но этот способ требует продолжительной практики, и первый действителен не менее, но легче для исполнения.

Другой хороший прием заключается в том, чтобы, открыв для проветривания комнаты окна, закрыть одну ноздрю пальцем и втягивать воздух через другую ноздрю. Затем сделать то же, закрыв вторую ноздрю и открыв первую. Повторить это несколько раз, переменяя ноздри последовательно. Этот способ прекрасно очищает носовую полость.

В случае катара полезно ввести в носовые проходы немного вазелина или какого-нибудь камфарного препарата. Втягивают также в нос экстракта лицины понемногу, и это приносить заметное облегчение. При небольшой заботе и внимании совсем нетрудно поддерживать носовую полость в должной чистоте и порядке.

Мы отдали столь значительное место этому предмету — дыханию через нос — не только вследствие большой его важности для здоровья вообще, но и потому, что дыхание через нос представляет собою подготовительную стадию для специальных упражнений в дыхании, даваемых нами в этой книге, а также и потому, что дыхание через нос составляет и основной принцип «науки дыхания» йогов.

Мы настаиваем перед читателем на особенной важности для него усвоить себе этот способ дыхания и советуем — не пренебрегать этой подробностью будто бы второстепенного значения.

Рейтинг темы
Рейтинг статьи
Просмотров: 2846
Подписка на новости портала

Интересное по теме

Комментарии