Бесплатный вебинар
«Методы клинической медицины для лечения цистита»
25 ноября в 16-00 (МСК)
Записаться Нет, спасибо

Искусство общения (синтоновский нлп-тренинг). 7-е занятие. Экология общения.

Гипноз — это очень мощное средство. Будьте очень аккуратны. Следите за своими словами. Ваша задача — не навредить. Каждая фраза, сказанная в гипнозе, может стать программой, которую человек начнет выполнять. Даже если вы этого не хотели или сказали случайно.

упражнение «Рыба"

Это достаточно забавное упражнение поможет вам развить умение говорить спонтанно. Здесь главная задача просто следовать цепи ассоциаций возникающей в голове:

- Сегодня была отличная погода — тепло, солнце. Короче, Бабье Лето. А Бабье Лето — это самое теплая часть осени. Хотя настоящее лето конечно теплее. Особенно в Крыму. Вот я года три назад был в Крыму в конце сентября и еще было жарко. И фрукты — овощи всякие были. Я, кстати, очень арбузы люблю. В этом году они у нас по 1.5 тысячи, прямо как в прошлом. Хотя в прошлом доллар был по 5 тысяч, а в этом почти по 6. Вот уже и новые доллары появились — с большим портретом ихних президентов. А наш президент сказал, что урожай в этом году будет хороший. Отменный будет урожай, особеннозерна. Так много, что даже за границу будем продавать, а то раньше только покупали. А вообще обычно заграницей покупают всякую электронику. Я вот музыкальный центр хочу купить. Только еще не выбрал какой…

Это можно продолжать бесконечно. Но. Те, кто вас слушают, чтобы они не скучали и тренировали внимание, должны отслеживать точки перехода — это места, где идет переход с темы на тему. Это немного напоминает перекрывающие системы представлений. В моей речи это было:

- Отличная погода — Бабье лето — лето — Крым — овощи — арбузы — цена — доллары — президент — урожай — заграница — электроника — музыкальный центр.

Такая штука называется сверткой — вы как бы сворачиваете всю свою речь до «скелета» — смысловой основы.

Эту технику можно использовать и просто как тренировку, и как способ неким спонтанным образом подвести другого человека к нужной вам теме:

- Я сегодня ехал на метро — так постоянно останавливались. Пробки. У меня кстати пробки перегорели в подъезде — идешь вечером, ни одна лампочка не горит. Вы не хотите купить партию лампочек, дешево отдам.

Это конечно шутливый пример, почти как анекдот про поручика Ржевского, но зато демонстрирующий идею.

И еще один способ работы с этой техникой — планирование публичных выступлений. Вы выстраиваете последовательность мыслей в виде свертки и ее и запоминаете, а «мясо» наращивается вполне спонтанно.

О том, что это можно использовать в технике перегрузки я уже не говорю — это наверное и так понятно.

Упражнение

Разбейтесь на группы по 4-5 человек. Ведущий начинает и рассказывает «рыбу», потом указывает на любого человека из микрогруппы и тот должен выдать «свертку». Это чтобы был стимул внимательно все слушать. Одного и того же человека можно несколько раз назначать на эту должность. После этого ведущим становится человек сидящий слева от того, кто рассказывал «рыбу» в этом круге.

Начните с 5-6 переходов, и за каждый круг увеличивайте на 1

1. 1-й круг — 6 переходов.

2. 2-й круг — 7 переходов.

3. 3-й круг — 8 переходов.

Итак, пока не кончится время.

Экологическая проверка

В связи с тем, что я занимаюсь в том числе и гипнозом, а гипноз работает в первую очередь с языком, я в некой степени являюсь специалистом в этой области, хотя и немного другим, нежели учитель — словесник. Итак, небольшой экскурс в экологию языка. И если до этого мы, в основном, занимались тем, КАК говорить, то сегодня мы поработаем с тем, О ЧЕМ говорить.

Экология Психики в определенном смысле предполагает, что если вы собираетесь что-то с собой делать, то сначала подумайте, а не станет ли вам от этого хуже. Человеческая жизнь весьма разнообразна и в ней существует множество самых различных связей. И если человек что-то делает, то это ему зачем-то нужно. Он что-то от этого получает, даже если это ожирение или суровые сердечные боли.

Кстати, иметь больное сердце — это весьма изящный способ манипулировать родственниками. Чуть-что не по тебе, можно тут же слечь с серьезными болями. Для этих же целей некоторые успешно употребляют язвы, гастриты, геморрои и головные боли. Причем это не означает, что человек действует сознательно. Обычно как раз наоборот. И ему даже самому может совершенно не нравится происходящее.

И если человек пытается похудеть, совершенно не факт, что ему от этого будет лучше во всех контекстах его жизни. И хотя логика говорит о совершенно противоположном, человек весьма нелогичен, и именно поэтому этот номер здесь не проходит. Женщина может использовать полноту для того, чтобы сохранить семью, считая что к полным дамам мужчины не пристают (что вообще говоря, не факт), а мужчина ту же полноту может использовать для повышения солидности. Это то, что в НЛП называется вторичной выгодой — некий полезный побочный продукт. Так, вторичной выгодой полноты у женщины было сохранение семьи, а у мужчины солидность.

Хочу сразу предупредить, что полнота может использоваться не только в этих целях, но и в паре сотен других, которые я перечислять не буду. И в то же время, она может и не иметь вторичной выгоды, а быть, например, следствием чрезмерной любви к еде. То есть это тоже некий вторичный продукт, так сказать, следствие, правда для некоторых весьма неприятное.

Говоря другим языком, одни полнеют, для того чтобы сделать что-то хорошее для себя, а другие полнеют в результате получения удовольствия. А некоторые весьма успешно совмещают оба этих процесса.

И если вы каким либо способом заставите, например, женщину похудеть, то совершенно не факт, что ей станет от этого лучше — она может потерять семью. И вот это как раз и будет означать не экологичность.

А теперь перейдем к языку. Слова очень сильно влияют на нас, даже если мы не осознаем, какие смыслы еще присутствуют в нашей фразе. Разве мать хочет ребенку вреда, когда кричит ему:

- Ты опять все испортил! У тебя никогда ничего не получается!

Только подумайте, что обозначает эта фраза! То есть он не только ИСПОРТИЛ ВСЕ, но и у него НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. И так как родители являются обычно весьма эффективными гипнотизерами по отношению к собственным детям, то этот самый ребенок может вполне определенно усвоить, что у него НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. А потом можно долго изумляться нерадивостью собственного ребенка, что он все как-то плохо делает. А он просто честно выполняет родительский наказ.

- Не лезь туда! Упадешь и сломаешь ногу!

Последствия этой фразы особенно я расписывать не буду. Просто учтите что на определенном уровне это является командой, которая может сработать. А может и не сработать.

- Не смей никогда драться.

А потом можно долго удивляться, а чего он такой нерешительный и не способен за себя постоять. Так нельзя же!

Мне очень понравилась фраза из детской телепередачи «Улица Сезам»:

Сердиться МОЖНО. Особенно если есть причина и это быстро проходит.

Про эти конструкцию можно много чего рассказывать. Самое главное, что в определенных ситуациях, эти фразы могут стать некой командой требующей беспрекословного выполнения. Причем даже не обязательно. чтобы человек это осознавал. Чаще всего как раз наоборот. И это еще опаснее. Просто в определенный момент что-то внутри щелкает, и … человек начинает вести себя совершенно неэффективно.

Когда вы говорите, чего делать не следует, совершенно не факт, что человек знает, что делать вместо этого.

- Как пройти к ближайшей станции метро?

- Ты только по этой улице не ходи!

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не разбил нос, лучше скажите:

- Будь осторожен.

Думаю, от этого пользы будет гораздо больше.

Естественно это не означает, что о возможных проблемах в жизни (начиная от разбивания носов и кончая изнасилованием) говорить не стоит. Совсем нет. Вопрос в том КОГДА и КАК говорить. Если ребенок бегает или смотрит телевизор — высока вероятность, что вы ему встроите программу. И однажды она может сработать. Поэтому лучше дождаться моментов большей осознанности (да и защищенности тоже).

И если говорите ему о том, чего не делать, то рассказывайте ему и о том, что делать вместо этого. Или где (или когда) это делать можно:

-Если ты будешь прыгать на табуретке, ты можешь упасть и разбить нос. Поэтому прыгай на диване — там можно.

- Не бегай так быстро по асфальту. Будь осторожен.

Правда, говоря позитивно можно тоже дать неприятную программу. Если регулярно говорить:

- Не бегай. Посиди тихонечко.

Фраза, конечно, построена позитивно, но если вдалбливать ее достаточно долго, может вырасти весьма малоподвижное существо.

Для того, чтобы фраза стала командой, обычно требуется чтобы человек находился в трансе. Не обязательно в глубоком. Например, во время просмотра телевизора, чтения, поездки в метро или лифте человек часто находится в трансе. Сильные эмоциональные состояния — влюбленность, ярость, страх, а так же стресс и дремота достаточно яркие представители трансового состояния. То есть как раз, когда мать орет на ребенка, она сначала вводит его в транс, а потом дает вполне гипнотическое внушение.

Хочу правда ответить, что у меня складывается впечатление, что эти конструкции передаются по наследству — от родителей детям. И если вы на ребенка орете, что он «плохой сын (дочь, человек …)", то своему ребенку он будет орать нечто подобное.

При этом она поступает как профессиональный гипнотизер эриксоновского толка — сначала входит в транс сама, а потом вводит туда «клиента». И хотя мать при этом может совершенно честно хотеть оградить ребенка от увечий и привить некие навыки поведения, при этом она совершенно ненамеренно вкладывает совершенно неэкологичную программу.

Я начал с детей просто потому, что это мне на данный момент близко и является характерным примером для многих, С взрослыми все не так просто. К определенному возрасту усилиями родителей, телевидения и газетных статей человек учится хотя бы частично защищаться от неконструктивных мыслей. Усилия вышеозначенных источников сводится к весьма активному пичканью не просто неэкологичными высказываниями, а просто садистскими командами. Особенно в этом смысле преуспевает реклама на ТВ, а особенно реклама лекарств. Такое впечатление, что все сделано для того, чтобы человека довести до такого состояния, когда эти лекарства начнут требоваться в максимальных количествах.

-У вас боли, тяжесть в ногах…

- Жизнь покажется мрачной, пока…

- Нанесите боли ответный удар.

Телевизор весьма успешно удерживает человека в трансе, то есть неэкологичные фразы там особенно опасны. Правда, такие конструкции в газете или при разговоре могут быть не менее вредны.

То, что я не сказал раньше. Во время общения люди обычно тоже находятся в трансе, хотя и не обязательно глубоком. Просто человек почти всегда обрабатывает информацию на разных уровнях, из которых он может, правда, осознавать только часть.

И когда вы собираетесь что-то сказать, лучше помнить о правиле:

«Если какая-то фраза может навредить,

то она скорее всего это и сделает!»

Еще одна важная область неэкологичных фраз — внутренний диалог. То же самое, как мать желая заставить ребенка делать что-либо лучше, говорит ему что «он вырастет идиотом», некоторые, для того чтобы мотивировать себя в нужном направлении, говорят себе нечто вроде:

-Ну я идиот! Ну как я мог это сделать!

Вообще это очень жесткая конструкция, когда вы является «кем-то». Это очень высокий уровень обобщения. Иногда говорят, что кем себя человек считает, так он и живет. Ну какая может быть жизнь у идиота?

Особенно часто это используется в манипуляциях.

-Ты этого не понимаешь. Ну ты дура-а-к!

Какая связь!? Как связано то что вы делаете или что вы можете сделать с тем, кто вы есть?! Вообще говоря никак, но зато действует очень сильно. В смысле, вредит очень сильно.

Экологически вредные конструкции

При помощи языка вы создаете определенную реальность. И вы всегда способны подумать, а что это за рреальность и может ли она повредить этому человеку.

А теперь попробуем немного поработать. Разбейтесь на группы по 5-6 человек и попробуйте основываясь на тех знаниях гипноза, которые уже у вас есть создать некий список экологически опасных конструкций и высказываний. Вернее даже не список, а некий шаблон, описывающий некие типы оборотов и конструкций.

Обсуждение

Вот некий вариант списка экологически вредных конструкций:

1. Жесткие запреты: нельзя, запрещено; без сообщения о том, что можно.

2. Запреты: не делай, не сиди; без сообщения о том, что надо делать.

3. Обобщения: никогда, постоянно, вечно; особенно когда они касаются описания того, что человек сделал не так.

4. Деструктивные связывания: как только…, ты почувствуешь себя плохо.

5. Деструктивные внушения: вы чувствуете боль…, ваши волосы становятся ломкими…; особенно в настоящем времени.

Упражнение 1

Это упражнение не только на Экологическую Защиту, но и на умение говорить.

А теперь мы сыграем в игру. Вы потренируетесь говорить, достигая своей цели. Вы разбиваетесь на тройки. Один из вас будет Гипнотизером, другой Клиентом, третий — Наблюдателем. Клиент просит Гипнотизера сделать с ним определенное изменение. Например, он хочет стать более уверенным или более спокойным. Или в какой-то ситуации чувствовать себя более расслабленно.

Задача Гипнотизера — придумать и проговорить текст, который бы мог помочь человеку произвести в себе эти изменения. Гипнотизеру не надо сейчас погружать Клиента в транс, даже лучше, если он останется в сознании.

Гипноз — это очень мощное средство. Будьте очень аккуратны. Следите за своими словами. Ваша задача — не навредить. Каждая фраза, сказанная в гипнозе, может стать программой, которую человек начнет выполнять. Даже если вы этого не хотели или сказали случайно. Поэтому говорите не столько о том, ЧТО человек должен сделать, как о том, КАК он этого может достичь. Говорите о возможности. Расширяйте человека, а не сужайте его. Рассказывайте о путях, а не о том, чего он не может достичь.

Задача Клиента — следить за речью Гипнотизера, и отслеживать, какие фразы вызывают внутри него протест. Это сигнал о том, что речь построена не экологично. Найдите способ блокировать эти фразы. Окружите их стенкой, отодвиньте. Это хорошая тренировка на анализ и отсев неосторожных или вредных воздействий.

Только учтите, что это касается именно экологии. Некоторые весьма успешно отсеивают любые нелестные замечания в свой адрес, то есть весьма эффективно теряют связь с окружающими людьми. Вот мне бы хотелось, чтобы вы этого смогли избежать.

Задача Наблюдателя — следить за экологией. В тот момент, когда Гипнотизер произносит, на его взгляд, не экологичную фразу, просто дотрагивайтесь, ничего не говоря и не объясняя, до его плеча. Гипнотизер может отреагировать на это по своему усмотрению. Наблюдатель так же следит за временем.

На все задание — 15 минут. По 5 минут на человека. После каждого круга — пара минут на разборку и обсуждение.

Можно сказать, что Клиент речь Гипнотизера оценивает более бессознательно, ориентируясь в первую очередь на свое состояние, а Наблюдатель это делает более осознанно.

Упражнение 2

Сейчас один из каждой микрогруппы идет в следующую тройку по кругу, а один в предыдущую. Роли те же, но задача немного другая. Предположим, что Гипнотизер чего-то хочет от Клиента. Предположим, Клиент — это его деловой партнер или работодатель.

Гипнотизер говорит членам микрогруппы о том, какую цель он хочет достичь и в какой ситуации. И проговаривает текст. Но это уже касается некой конкретной ситуации с определенными людьми. И вы просто разыгрываете эту ситуацию.

Клиент отсеивает и блокирует «вредные» для себя фразы. Но в этой игре он может «подыгрывать» Гипнотизеру, изображая из себя Начальника или Продавца в магазине. И давая некоторую реакцию на его слова, только особо не забирая инициативу на себя. Ведь все-таки смысл этого упражнения — дать проговорить Гипнотизеру свою речь.

Наблюдатель дает обратную связь Гипнотизеру по поводу экологии. И следит за временем.

Реклама достоинств

А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы попробовали применить все ваши знания гипноза в жизнь. Вам нужно будет дать некую характеристику самому себе, рекламирующую ваши наиболее ценные качества. Предположим, вы пришли наниматься на работу и от вас требуется сделать вот такое выступление. При этом вам следует помнить о следующих вещах:

  • 1. невербальное сообщение;
  • 2. связывание;
  • 3. соответствие опыту;
  • 4. каналы;
  • 5. экология;

Вам 15 минут на подготовку. Учтите, что вы должны произнести некий достаточно большой текст, а не 2-3 несвязанные фразы. Вы как бы должны доказать наличие у вас этих качеств и привести примеры, где вы эти качества проявляли, и к чему это приводило.

Выступления.

Желательно использовать стол или какое-нибудь возвышение.

Обсуждение.

Во время обсуждения дается обратная связь и обсуждаются удачные и неудачные выступления.

Медитация на интеграцию

Медитация на обобщение и интеграцию пройденного.

5 минут.

Рейтинг темы
Рейтинг статьи
Просмотров: 3600
Подписка на новости портала

Интересное по теме

Комментарии