Казалось бы, плохое настроение, бессонница, беспокойное и нервное состояние может сопровождать только взрослого человека, уже успевшего познакомиться в жизни с негативными ее сторонами. Но, к сожалению, такие состояния касаются и детей, причем даже совсем маленьких. Поэтому давайте разберемся, что может быть причиной расстройств и как помочь чаду успокоиться. А лучше научить не нервничать.
Существует множество знакомых и незнакомых причин, которые могут вызывать раздражительность, долгий крик, переходящий в истерику, слезы, всхлипы и так далее. Так, малышей до полугода могут беспокоить колики, неудобства, сопровождающееся формированием пищеварения, прорезывание зубов, дискомфорт от жары или холода, мокрые пеленки, погода за окном (малыши тоже бывают метеозависимы), эмоциональное состояние матери. Да и вообще осознания себя в новом качестве и в очень большом пространстве, непривычном по сравнению с его недавним нахождением в уютном мамином животике тоже является причиной расстройства.
Детки постарше могут испытывать ночные страхи и плохие сны, которые побуждают их к постоянному просыпанию и еще непониманию действительности и яви (дети до 4 лет еще не могут различать четкие страницы между сном и явью), дневным воспоминаниям, долгую адаптацию к садику. Беспокойные состояния могут быть вызваны неблагополучной психологической обстановкой в семье — ссорами или разводом родителей, появлением малыша, на которого переключается внимание, потеря близкого четвероногого друга. Дальше жизнь ребенка наполняется новыми красками, которые могут быть для него вовсе не яркими, — привыкание к школьным будням и обучению, занятие спортом, в котором не достигаются поставленные цели, переходный возраст, пора влюбленности и разочарований. Все это способно вызвать в ребенке бурю эмоций, стрессов, депрессивных состояний. Да что говорить, ребенок, оказываясь в таком большом мире, достаточно тонко чувствует каждую деталь и резко реагирует на любое изменение, а потому иногда необходимо скорректировать его внутреннее психологическое состояние, чтобы он чувствовал себя в жизненных условиях как можно комфортнее.
Бытовой причиной капризов, раздражения и отказов от еды является завышенная доступность ребенка к бесконечным мультфильмам и компьютерным играм. Думаю, многим знакома картина, более того считающаяся нормальной — когда ребенок ест и смотрит мультики. Да, взрослым это удобно, отвлекается и ладно, лишь бы поел. Но извините, ВАМ же потом расхлебывать все из этого вытекающее, это по началу незаметно ничего, а потом бац! И все, ребенок не будет знать, что кушать нужно в специально отведенном для этого месте. Он не будет контролировать количество съеденного, от этого пойдет сбой в программе мозга относительно приема пищи, сбой обмена веществ. Бесконечные психи, от того что ему не дают вдруг еду и мультики или игру вместе. Это проблема по накатаннной, я вам как мама говорю. И вокруг себя наблюдаю одну и ту же картину, из года в год: родители позволяют, а потом начинается «веселье», когда ребенок идет в школу. Тут валерьянку пить надо маме с папой уже, которые в свое время не привили ребенку элементарные понятия принятия пищи.
Выбирая лекарственные препараты и средства народной медицины для детей, необходимо обязательно консультироваться со специалистом. Как правило, детская успокоительная терапия, если это не тяжелые нервозные состояния, достаточно щадящая и основывается на препаратах растительного происхождения. Расстройствами такого плана занимается врач-невролог, который и назначает необходимые лекарства. Среди наиболее распространенных препаратов можно назвать «Глицин», оказывающий не только успокоительное действие, но активизирующий кору головного мозга, что особо необходимо растущему организму в период экзаменов и обучения для лучшего запоминания и концентрации внимания. Этот препарат, равно как «Пантогам», «Фенибут» назначают деткам с рождения, у которых повышенная возбудимость, гиперактивность и проблемы со сном.
Детям после двух лет в качестве корректирующего нестабильную психическую базу назначают такие препараты, как «Киндинорм», «Тенотен», раствор «Магне Б6». Такие препараты стабилизируют сон, положительно влияют на адаптацию к детскому саду, снимают тревожность, помогают концентрировать внимание ребенка на игре.
Многие врачи и родители отдают предпочтение традиционным настойкам валерианы, пустырника, отвару мяты, лаванды, шалфея и ромашки. К слову, сбор из подобных трав рекомендуют добавлять в вечерние ванны, которые также благотворно воздействуют на организм и сон ребенка. В ванну можно добавлять и эфирное масло лаванды, его же можно использовать для ароматизации детской. А некоторые мамочки вешают рядом с кроваткой мешочек с сухими ароматными успокаивающими травами.
Сегодня в аптеках представлен широчайший выбор успокоительных чаев разных производителей. Такие чаи содержат в своем составе травы душицы, хмеля, чабреца, кипрея, корень валерианы, плоды шиповника и прочее. Фиточаи предпочитают многие мамочки в качестве профилактики и предупреждения неспокойных, нервозных состояний ребенка. Чаи на самом деле действенная вещь, другое дело — дети отказываются их пить. А почему? Да потому что травки на вкус не сладкие, как сок, к которому большинство родителей уже давно ребенка приучили.
Вообще надо отметить, что гармонию в душе и жизни ребенка делают взрослые, а потому в целях наименьшей нервной возбудимости необходимо позаботиться в правильной и спокойной обстановке в доме, нейтрализации резких моментов и сглаживании конфликтных ситуаций. В качестве легкой терапии рекомендуется включать дома детские песни или музыку классического жанра. Особенно, если у вас гиперактивный ребенок.
Конечно, необходимо чутко прислушиваться к состоянию ребенка, реагировать на малейшие изменения в настроении и физическом нервном недомогании, вовремя оказать помощь, дабы в дальнейшем не усугубить ситуацию и справиться с детской нервозностью своевременно. Но не стоит путать это с тем, чтобы позволять ребенку все, что он хочет, лишь бы успокоился.
P. S.: напоминаю, что все вышепредложенные средства должны применяться после консультации врача, а данная статья является лишь ознакомительным материалом к размышлению.