Институт семьи и брака от древнейших времен до наших дней

С 2008 года в нашей стране празднуется Всероссийский день семьи, любви и верности. Его связывают с именами Петра и Февроньи Муромских, брак которых прошел через огонь, воду и медные трубы, но не разрушился, а только укрепился от трудностей. В сегодняшней статье мы бы хотели рассказать о том, как развивались семейно-брачные отношения на протяжении многих веков.

Не стоит и говорить, как важны для нас такие общечеловеческие ценности, как любовь, семья, верность, семейные узы, крепкий брак. Социологи считают, что в современном обществе подобные вещи обесцениваются, молодое поколение прежде всего хочет построить карьеру, а уже потом вступить в брак и обрести свою вторую половинку. А как люди рассуждали в Древнем Египте? Каким, по мнению наших предков, должен был быть счастливый брак? Как «теория стакана воды» повлияла на судьбы многих граждан СССР? На эти и другие вопросы мы ответим в данной статье.

Исторические типы браков

Семья является наиважнейшим социальным институтом, включающим в себя другие, более частные институты, такие как институт брака, институт родства, и проч. Брачные отношения подразделяются на разновидности браков по отношению к государственной власти и на виды браков по цели заключения. К последним относятся фиктивный, политический брак, брак по любви, по расчёту, по принуждению и проч.

По отношению к законодательной власти можно говорить о гражданском, церковном, однополом браке. Наибольший интерес представляют собой многоженство — разновидность брачного союза, при котором мужчина может вступать в брак сразу с несколькими женщинами, и полиандрия — брак, где женщина может выходить замуж сразу за нескольких мужчин.

В нашей стране заключается исключительно на добровольных началах при достижении определенного возраста (18, в исключительных случаях 16 лет) в органе записи актов гражданского состояния (ЗАГСе). Не допускаются браки между представителями одного пола, браки между родственниками, не признается многоженство и полиандрия. Усыновленные дети не могут жениться на своих родителях.

Семья и брак в древности

В Древнем Вавилоне, в Древнем Египте и других богатейших государствах древности брак считался выгодной экономической сделкой: за невесту нужно было платить выкуп, чаще всего размер его был не малый. Цари выдавали своих дочерей за правителей соседних государств, чтобы в случае войны иметь союзника, т. е. политические браки существовали уже в то время. О любви и привязанности, как правило, речи не шло. Кроме того, в древности разрешалось вступать в брак кровным родственникам, например, брату и сестре (у Древних Греков даже Зевс был женат на своей родной сестре Гере!), чтобы упрочить свою власть. Такой путь чаще всего избирали египетские фараоны.

Красота, сила и здоровье ценились во все времена. Из-за прекрасных женщин начинали войны (достаточно вспомнить Троянскую войну), совершали подвиги, подавались безумным поступкам. В Древней Греции за красивую женщину предлагали несколько голов рогатого скота — вполне достойная уплата. В Древней Спарте к брачным отношениям подходили практично: женщина нужна была для того, чтобы рожать мальчиков, которые становились славными воинами, поэтому несмотря на то, что она была в браке, ей разрешалось рожать детей от других мужчин. В Древнем Риме брак также имел экономическую и политическую подоплеку, никто не думал о счастье молодожен, максимум, что требовалось от молодой жены — родить наследника.

Семья и брак в языческую эпоху

Еще до того момента, как на Руси было принято христианство, семейные отношения высоко чтились нашими предками, потому что такого понятия, как развод просто-напросто не существовало. Муж и жена считались одним целым, так как они давали богам клятву, что будут жить вместе до конца дней.

Как правило, насильно родители старались не сватать молодых, как правило, они сами «приглядывались» друг к другу (это происходило на языческих игрищах в ночь на Ивана Купалу) а затем получали родительское благословление. Наши предки любили похищать своих невест. Чаще всего браки заключались между представителями одного племенного союза, жених вводил молодую жену в свою семью, в свой род.

Главой в семье был муж, однако к женщине относились уважительно, она пользовалась относительной свободой. Ключевые вопросы принимались сообща. Ценились сильные, здоровые женщины, которые могли бы много работать, вести хозяйство и рожать детей. Часто после смерти мужа его брат должен был взять в жены его вдову, поэтому в дохристианскую эпоху на Руси наряду с моногамией существовала еще и полигамия.

Семья и брак с точки зрения христианской морали

После принятия христианства на Руси запретили многоженство, ценнейшим качеством мужчины и женщины стала супружеская верность и любовь друг к другу. Как и прежде, муж и отец стоял во главе семьи, его мнение было главенствующим. Женщина хлопотала по хозяйству, много работала, воспитывала детей. На Руси было принято обучать родных чад своему мастерству. Если все в роду были кузнецами, то отец должен был обучить сына кузнечному делу. К слову, в Древней Греции существовал закон, который разрешал детям не заботиться о своем престарелом отце, если тот не обучил его никакому мастерству.

Христианская вера привнесла в институт семьи и брака осознание того, что между мужем и женой должны быть глубокие духовные узы, они должны ценить и уважать друг друга, не ссориться между собой. Муж должен заботиться о жене и детях, супружеская измена не допускается. В христианском доме должна царить любовь и мир.

Семья и брак в СССР

В результате революции 1917 года в России изменилось не только политическое устройство, но и коренным образом сменился весь уклад жизни. Семейные устои, веками закладываемые православной церковью, стали считаться поповским мракобесием. Все церковные ритуалы стремились заменить светскими: перестали крестить детей, упразднили церковные праздники, вместо венчания ввели акт гражданской регистрации. Церковный брак не признавался.

Большевики считали семью изжившим себя институтом, с 20-х гг. началось выступление против сохранения института брака, идеологами такого движения стали две женщины — Александра Коллонтай и Инесса Арманд. Коллонтай создала целую теорию, которая ее и прославила — «теорию стакана воды» .

В чем смысл данной теории? Женщина не должна зависеть от мужа, она — самостоятельная личность, не обязанная хлопотать по дому и заниматься детским воспитанием. В помощь ей создаются детские сады, общественные кухни, прачечные и т. п. Главными признавались производственные отношения, а женщина уравнивалась в правах с мужчиной. По мнению Коллонтай, брак не имеет никакого отношения к «высокому чувству», в браке допускаются измены, ведь все являются людьми свободными и ни от кого не зависящими. Таким образом, концепцию «теории стакана воды» можно уложить в два слова: «захотел — попил».

«Теория стакана воды» произвела настоящий фурор среди молодежи, однако большинство подданных бывшей имперской России данную теорию не приняли. Им было трудно осознать, что в какой-то момент брак стал считаться общественно-политическим событием («красные свадьбы»), а не семейным торжеством. В 20-30-е гг. молодых людей расписывали безо всякой торжественности, в такие понятия, как «семейный очаг» и «семейный быт» стали восприниматься как архаизмы.

Однако после Великой Отечественной войны правительство издает Указ, в котором сказано, что теперь в СССР официально признается только зарегистрированный брак, понемногу начинают возрождаться свадебные торжества. После смерти И. В. Сталина разрешили браки с иностранцами, а с конца 50-х создаются Дворцы бракосочетаний, наблюдается настоящий «свадебный бум»: известен случай, когда одновременно за одну свадебную церемонию зарегистрировали целых 80 пар! Невесты начинают шить платья, начало семейной жизни обставляется с пафосом и особой торжественностью, однако только в деревнях и селах соблюдаются прежние свадебные обряды: встреча молодых хлебом с солью, выкуп невесты и т. п.

В 60-е гг. при вступлении в брак молодым людям предоставлялись кратковременные отпуска, в ЗАГСах стали обмениваться кольцами. В дальнейшем институт брака только развивался: варьировались по длительности испытательные сроки, наступавшие после того, как молодые подали в ЗАГС заявления, назначались свидетели, появились свадебные приглашения, свадебные кортежи и все те элементы, которые существуют и по сей день.

Семья и брак в наши дни

Современный институт брака фактически не менялся с 70-80-ых гг. XX в. Правда, сейчас вернулись патриархально-свадебные традиции и обряды, однако не все молодожены их придерживаются. Вошли в моду выездные регистрации, невероятно усложнилась свадебная атрибутика.

С семейным институтом дело обстоит куда сложнее. Патриархальная форма семьи уступает место партнерской. Первой была свойственна большая численность, прочные семейно-родственные связи (дети, родители и другие родственники часто жили в одном жилище), авторитет мужа и отца, совместное ведение большого хозяйства. С развитием классового общества все изменилось. Современная нуклеарная семья, как правило, живет обособленно от родителей, государство вмешивается в ее дела (чего стоит один только брачный договор). Редко встречаются многодетные семьи. Муж и жена — равноправные партнеры, стремящиеся построить карьеру.

В любые времена, вне зависимости от политики государства, людьми ценились верность и семейный уют. Даже знаменитая создательница «теории стакана воды», вопреки всем своим лозунгам, тяжело переживала измену мужа, поэтому любите друг друга, оберегайте от невзгод и храните мир и лад в своем доме.

Автор: Чванова Яна

Рейтинг темы
Рейтинг статьи
Просмотров: 7347

Интересное по теме

Комментарии

Нажимая на кнопку «Добавить комментарий», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.