Бесплатный вебинар
«Методы клинической медицины для лечения цистита»
25 ноября в 16-00 (МСК)
Записаться Нет, спасибо

Умению быть счастливым можно научить

Умению быть счастливым можно научить. Это скорее навык, нежели психологическая данность или генетическая предрасположенность.

Умению быть счастливым можно научить. Это скорее навык, нежели психологическая данность или генетическая предрасположенность. Уверенность в этом выразил в четверг на семинаре в Американском предпринимательском институте в Вашингтоне один из ведущих американских специалистов по данному вопросу, основатель и руководитель Центра по исследованию здравого рассудка / Center for Investigating Healthy Minds/ при Висконсинском университете Ричард Дэвидсон.

Он прежде всего отметил, что современная наука считает «мимолетное ощущение счастья» отличным от «более устойчивого» ощущения хорошего самочувствия и общего благополучия. И хотя «переменные составляющие» последнего на 20-30 процентов могут определяться наследственностью, они, по словам специалиста, «тоже не незыблемы». Эпигенетика доказала, что у каждого из генов имеется своего рода «регулятор громкости», определяющий, насколько этот ген реально экспрессивен. Настройка этого регулятора поддается корректировке. Например, как пояснил Дэвидсон, даже врожденную предрасположенность к повышенной тревожности может «приглушать» неусыпная материнская забота и ласка.

Мозг вообще чрезвычайно восприимчив к внешним воздействиям, в том числе и обучающим, продолжал специалист. Особенно высока эта замечательная «нейропластичность» у детей дошкольного возраста — примерно от 4 до 7 лет. И уже доказано, что при помощи достаточно несложных методик малышам можно прививать желаемые качества — например, ответственность и щедрость. По словам Дэвидсона, эти черты характера, отражающие, в частности, способность владеть собой и удерживаться от сиюминутных капризов и соблазнов, четко соотносятся с будущими жизненными успехами, включая уровень материального достатка годам к тридцати. Можно по ним судить и о факторах риска — вплоть до угрозы наркозависимости к тому же возрасту.

Делая общие выводы из сказанного, эксперт подчеркнул, что «ощущению благополучия можно научиться», что «его следует понимать скорее как навык, а не как фиксированную данность». Он призвал соответствующим образом выстраивать государственную образовательную политику — исходя, например, из того, что, по оценкам Нобелевского лауреата из Чикагского университета Джеймса Хекмана, каждый доллар инвестиций в правильное воспитание дошкольника за четверть века приносит семикратную отдачу.

Неожиданная для предпринимательского института тема счастья обсуждалась в связи с визитом туда еще одного Нобелевского лауреата — духовного лидера тибетского буддизма Далай-ламы XIV. Последний, между прочим, пытался на основании собственного жизненного опыта оспорить выводы Дэвидсона, утверждая, что реальный интерес к учебе ощутил все же не в раннем детстве, а в отрочестве. Но американский специалист парировал это возражение, сказав, что, должно быть, у его собеседника была очень любящая и заботливая мать, что и повлияло в дальнейшем на его жизненные успехи.

Рейтинг темы
Рейтинг статьи
Просмотров: 1537
Подписка на новости портала

Интересное по теме

Комментарии