Эта статья посвящена изучению средств, использующихся для профилактики глазных заболеваний в Аюрведической медицинской традиции. Здесь мы проанализируем аутентичные санскритские тексты трёх важнейших медицинских первоисточников: «Сушрута-самхиты», «Чарака-самхиты» и «Аштанга хридайа-самхиты». А также будут описаны методы, используемые для профилактики глазных болезней. Кроме того, опишем вклад Аюрведической медицины в эту область.
Актуальность и цель изучения
По данным статистики Всемирной Организации Здравоохранения, в настоящее время в мире насчитывается около 150 миллионов человек со значительными зрительными расстройствами. Сорок миллионов из них слепые. За последние 20 лет численность незрячих увеличилась на 12 миллионов человек. Поэтому изучение и разработка профилактических и оздоровительных мер по их снижению является одной из актуальных задач медицинской науки и здравоохранения. В течение нескольких последних десятилетий ВОЗ активно содействует изучению и введению в практику здравоохранения опыта традиционной медицины. Одним из ведущих направлений традиционной медицины является Аюрведическая медицина, письменные источники которой насчитывают несколько тысячелетий.
Целью является изучение методов и средств профилактики глазных заболеваний в Аюрведической медицинской традиции на основе аутентичных первоисточников.
Результаты исследования
Понятие здоровья и болезни в Аюрведе неотделимо от теории три доша, то есть концепции трёх физиологических факторов, которые при нарушении своего равновесного состояния становятся патофизиологическими. Это подтверждается авторами всеканонических трудов.
В Чарака-самхите говорится: "Болезнь — это неуравновешенность трёх дошей, а их равновесие — это здоровье».
Вагбхата говорит в Аштанга хридая-самхите: "Болезнь — это следствие дисбаланса дош, а здоровье — это результат равновесного состояния дош».
Исходя из этой концепции, автор Сушрута-самхиты говорит о 76 типах заболеваний глаз, связанных с дисбалансом каждой доша в отдельности, выходом из равновесия всех трёх доша, внешними причинами и патологией крови. Сушрута-самхита также указывает причины, приводящие к дисбалансу дош, а в конечном итоге к глазным болезням. Среди этиологических факторов Сушрута упоминает купание в воде, влияние сильного жара или яркого солнечного света на глаза, напряжение глаз, вызванное рассматриванием далеко расположенных или мелких предметов, нарушение режима сна (дневной сон при ночном бодрствовании). Далее он говорит о чрезмерной привязанности к чему-либо, долгом и сильном плаче, постоянной раздражительности или длительной скорби и страданиях, травмах, половых излишествах, чрезмерном потреблении кислых продуктов, сдерживании естественных потребностей, чрезмерном потении, попадании в глаза дыма, частой рвоте или невозможности её совершить, и о сдерживании слёз. Из этого всего следует вывод, что образ жизни, направленный на предотвращение или уменьшение влияния вышеперечисленных факторов, и является профилактикой глазных болезней.
Причина и лечение
Согласно Аюрведе, существует пять чувств, субстратом которых являются определённые органы. Чарака-самхита говорит: "Пять чувств — это зрение, слух, обоняние, вкус и осязание».Каждое из пяти связано с определённым первоэлементом бытия. Чарака-самхита объясняет это следующим образом: "В органе зрения преобладает элемент огня, в органе слуха — эфир, в органе обоняния — земля, в органе вкуса — вода, в органе осязания — воздух». Вследствие антагонистичных взаимоотношений, избыток слизи вреден для органа зрения, обладающего огненной природой.
Чарака-самхита говорит: "Зрение имеет природу огня, а потому боится слизи, из-за этого применение средств, прогоняющих слизь, оказывает благо зрению».
Таким средством, использующимся для профилактики глазных болезней, являются анджана, или каджджала. Существует несколько видов этих лекарственных средств — саувира-анджана, раса-анджана, сротонджана, пушпанджана и ниланджана.
Чарака-самхита говорит: "Для блага глаз саувира — анджану следует применять каждый день, раса-анджану один раз в пять или восемь ночей для усиления слёзоотделения».Как правило, под саувира — анджаной понимается трисульфидсурьмы, или стибнит. Естественно, что путём различных процессов это сырьё очищается и преобразовывается, что делает его применение безопасным. Раса — анджана -это экстракт чёрного цвета, образуемый при кипячении азиатского барбариса (ствола дерева) и молока в равных частях до нужной консистенции. Азиатский барбарис, входящий в её состав, обладает множеством полезных свойств. Раса-анджана, таким образом, является раздражающим веществом и вызывает слезотечение.
Чарака-самхита говорит об особенностях использования раса-анджаны: "Анджану, имеющую жгучую природу, не следует использовать днём, так как зрение теряет силу из-за выделения слёз при ярком солнечном свете.
Поэтому средства, вызывающие слезотечение, используют на ночь».
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Вагбхата также упоминает случаи, когда не следует использовать анджаны:
"Анджаны не используются у людей, испытывающих страх, которым назначена рвотная или слабительная терапия, которые голодны, сдерживают естественные потребности или разгневаны. Во время лихорадки, при утомлении глаз, головной боли, в состоянии скорби и при потере сна, когда солнце скрыто, после омовения головы, курения или употребления алкоголя, при несварении, жажде, усталости вследствие чрезмерного воздействия огня и солнца, а также после дневного сна анджаны не должны быть использованы».
Помимо анджан, наносимых на край нижнего века, в Аюрведической медицине используются также глазные капли, припарки и охлаждающие аппликации.
Чарака-самхита говорит о благе использования средств по уходу за глазами: "Подобно тому, как загрязненное золото и другие металлы очищаются от дефектов при помощи масла, ткани, щётки и других способов, так и глаза людей становятся чистыми при использовании этих средств. При их применении зрение становится таким же ясным, как луна на безоблачном небосклоне».
Таким образом, проведенный обзор медицинских первоисточников демонстрирует несомненную историческую и научно-практическую значимость методов и средств профилактики глазных заболеваний в Аюрведической медицинской традиции.