Современного человека, который должен быть мобилен и успевать за короткий промежуток времени доехать с одного конца города на другой, на сегодняшний день невозможно представить без личного автомобиля. Машина перестала быть роскошью и уже давно стала необходимой вещью. Чем грозит засилье транспорта в городах? Так ли безопасно жить рядом с проезжей частью? Как выхлопные газы воздействуют на здоровье человека? Ответы в нашей статье.
Сперва нужно разобраться, что такое выхлопные газы и как они связаны с техникой в целом. Выхлопные газы - это все те вредные вещества, которые остаются от сгоревшего автомобильного топлива и выбрасывается в атмосферу. Один автомобиль за сутки выбрасывает до 1 кг (!) выхлопных газов, в состав которых входят различные токсичные и канцерогенные вещества, вызывающие в организме человека необратимые последствия. Выхлопные газы загрязняют воздух, человек в прямом смысле этого слова задыхается, страдают также растительный и животный миры. Экологи называют выхлопные газы одной из самых важных и глобальных проблем, которую человечество должно удачно разрешить, чтобы и дальше жить на планете Земля.
Состав выхлопных газов и количество их выбросов в атмосферу
Выхлопные газы на 90% загрязняют воздух, которым мы дышим. Это не удивительно, ведь в их состав входят следующие компоненты:
— оксид азота;
— оксид углерода;
— сернистый ангидрид;
— бензпирен;
— альдегиды;
— ароматические углеводороды;
— сажа и некоторые другие.
Если бы топливо в процессе сгорания превращалось в водяные пары и углекислый газ, автомобили бы наносили гораздо меньший вред окружающей среде и здоровью человека. Однако, к сожалению, на сегодняшний день большинство автомобильных двигателей способствуют выбросам в окружающую среду оксидов азота и серы, оксида углерода, сажи, канцерогенов и соединений свинца. Кроме того, в зависимости от вида двигателей количество выбросов варьируется.
Ученые подсчитали, что дизельные двигатели наносят меньший вред окружающей среде, чем карбюраторные. Но это весьма спорное утверждение, потому как дизельные двигатели выбрасывают большее количество сажи в атмосферу, чем карбюраторные. Зато эти двигатели не «разбрасываются» канцерогенами и токсичными веществами, по сравнению с карбюраторными.
Сколько же вредных веществ выбрасывается за сутки автомобилями? Статистика говорит, что грузовики и автобусы больше вредят окружающей среде, чем легковые автомобили. Если автомобиль за сутки вырабатывает около 220 мг/м3 угарного газа, то грузовик — 500 мг/м3, а автобус 230 мг/м3. Грузовик выбрасывает за день 70 мг/м3 оксида азота, автобус — 18 мг/м3, а легковой автомобиль — 45 мг/м3. Казалось бы, разница между автобусом и легковым автомобилем небольшая, но она есть: в отличие от легковой машины, автобус регулярно выбрасывает в атмосферу оксид серы, углерод и свинец.
Транспортные средства с карбюраторным двигателем активно снабжают наш воздух, который мы вдыхаем, альдегидами, оксидом серы и углерода, сажей и бензопиреном. Все названные вещества токсичны и необычайно вредны как для человека, так и для животных и растений.
Влияние выхлопных газов на здоровье человека
Нельзя не сказать о том негативном влиянии, которое испытывает человек, вынужденный дышать всеми этими вредными веществами, входящими в состав выхлопных газов.
Во-первых, все эти токсичные вещества и канцерогены очень сильно влияют на самочувствие людей, страдающих заболеваниями дыхательных путей. Астматики, люди с хроническим гайморитом и бронхитом вынуждены постоянно терпеть неудобства из-за количества выбрасываемых в атмосферу выхлопных газов.
Во-вторых, выхлопные газы провоцируют частые головные боли и слабость, нарушение сна, вялость и раздражительность.
Кроме того, оксид азота ощутимо раздражает легкие и дыхательные пути, из-за чего в них могут возникнуть воспалительные процессы, которые нередко приводят к хроническим заболеваниям, таким как астма или бронхит. Оксид азота понижает давление, нарушает процессы кровообращения, вызывает у человека приступы общей слабости и сильные мигрени.
Оксид углерода негативно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы, понижает уровень гемоглобина в крови, способствует развитию атеросклероза. Более того, данное химическое соединение оказывает разрушительное влияние на центральную нервную систему человека.
Бензпирен способен вызвать в человеческом организме необратимые мутационные процессы, а альдегиды негативно сказываются на работе головного мозга и нервной системы.
Свинец и другие металлы имеют свойство накапливаться в организме, тем самым постепенно разрушая его. Компоненты, входящие в состав выхлопных газов, повышают риск возникновения раковых опухолей, ухудшают работу многих органов и систем в организме человека.
И это мы еще не говорим об удушливом запахе, который вызывают выхлопные газы!
Экологические стандарты
В 70-е годы прошлого столетия люди начали открыто говорить о необходимых мерах защиты окружающей среды. Настойчивые призывы общественности вынудили государственных деятелей перейти от слов к действиям. Так, в 1988 году в Европе утвердили первый стандарт, призванный снизить количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ автомобилями. Этот стандарт получил наименование «Евро-0».
В данном стандарте было прописано, количество выбросов каких именно веществ нужно ограничить (оксид азота, оксид углерода, остаточные углеводороды). Евро-0 действовало на территории Европы, Японии и США с 1988 по 1992 гг. Затем его сменил новый стандарт — Евро-1, требования которого уже были несколько ужесточены. В 1996 году мир услышал о Евро-2, в 2000-м — о Евро-3, в 2005-м — о Евро-4, в 2009-м- о Евро-5.
С 2015 года пытаются ввести Евро-6.
С каждым новым стандартом контроль за содержанием и количеством выделяемых выхлопных газов в атмосферу усиливается. Появляются новые показатели для мониторинга, например, уровень дымности. Стандарт Евро-6 пока еще не добрался до России, мы немного отстаем от ведущих стран мирового рынка. С 2016 года в нашей стране начал действовать стандарт Евро-5 со следующими нормами контроля:
— Дымность — 0, 5;
— Оксид азота — 2 г/кВт-ч;
— Уровень твердых частиц — 0, 02 г/кВт-ч;
— Остаточные углеводороды — 0, 46 г/кВт-ч;
— Оксид углерода — 1, 5 г/кВт-ч.
В сравнении с Евро-0 различия в допускаемых параметрах выбросов просто огромные. Например, Евро-0 разрешал, чтобы концентрация оксида углерод достигала 12, 3 г/кВт-ч. Это почти в 12 раз больше, чем допускает стандарт Евро-5.
Благодаря подобным мерам по охране окружающей среды человечеству удается сдерживать агрессивное наступление продуктов прогресса на нашу планету, тем самым обеспечивая потомкам надежду на будущее, где будет свежий воздух, деревья и девственные леса.
Почему нельзя жить возле автотрасс
Если вы подыскиваете для себя новое место жительства, советуем вам не выбирать жилище, расположенное рядом с оживленными автомобильными трассами и крупными автострадами, и вот почему:
— Шум, которые исходит от проезжающих по дороге автомобилей, может превышать 70 децибел. Это очень вредно для здоровья человека. Из-за шумов в организме человека повышается кровяное давление, учащается пульс, нарушается сердечный ритм. Страдают органы желудочно-кишечного тракта, нервная система работает в усиленном режиме.
— Люди, проживающие близ автомобильных трасс, чаще страдают атеросклерозом. Закупорка сосудов происходит вследствие высокой концентрации кальция рядом с сердечной мышцей.
— Жителей домов, расположенных рядом с автострадами, включают в группу риска по инсультам и инфарктам.
— Статистика показывает, что те люди, чьи дома располагались в пределах 50 метров от оживленной автотрассы, на 40% больше были подвержены ранней смерти, по сравнению с теми, кто жил хотя бы на расстоянии 600-700 метров от дороги.
Кроме того, концентрация вредных веществ рядом с автомобильными трассами увеличивается в несколько раз. Ваш организм будет накапливать вредные шлаки и токсины, поэтому ничем хорошим подобное соседство закончится не может.
Как решить проблему с выхлопными газами
Конечно, самый идеальный и утопический вариант — отказаться от использования автомобилей. Однако человечество по очевидным причинам сделать этого не может, поэтому сейчас во многих странах создаются прототипы автомобилей, которые будут работать на экологически чистом топливе. К сожалению, этот способ требует очень больших затрат.
Нужно помогать нашей планете: сажать цветы и растения, стараться передвигаться на малые расстояния пешком или с помощью велосипеда. В некоторых странах устанавливают специальные фильтры, которые очищают воздух в особо загрязнённых районах мегаполисов. Для уменьшения шума успешно применяются противошумные насыпи, которые отделяют проезжую часть от жилых кварталов. Также для этой цели строят тоннели и специальные выемки.
О будущем нужно думать заранее. Позаботьтесь о своем здоровье и о здоровье своих близких, старайтесь меньше пользоваться автомобилем и общественным транспортом, озеленяйте окружающую природу и помните, что планета у нас одна, а людей, населяющих ее, — миллиарды.
Автор: Козлова Яна