Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга.
Общая информация
Аутизм определяется выраженным недостатком общения, социального взаимодействия, повторяющимися действиями и ограниченными интересами. Всё перечисленное появляется до трёх лет.
Если говорить о причинах, то развитие аутизма тесно связано с генами, их влиянием на созревание синаптических связей в головном мозге. Но так как генетика этого заболевания сложна, в настоящее время до сих пор непонятно, что больше влияет — взаимодействие множества генов или генетические мутации.
По данным сайта www. autismspeaks. org, аутизмом страдает сегодня каждый 88-й ребенок в мире. Причём мальчики страдают примерно в 4 раза чаще, девочки. С 1980-х годов число людей с аутизмом резко выросло, отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике.
При аутизме наблюдаются изменения в головном мозге, но как именно они развиваются — непонятно. Как правило, признаки расстройства родители замечают в течение первых двух-трех лет жизни ребёнка.
В настоящий момент методы, способные полностью излечить от аутизма, не найдены. Не все дети переходят к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетнего возраста. Но некоторым из них даже удается добиться успеха, более того, появилась своеобразная культура аутичных людей, одни из представителей которой занимаются поисками лекарства, другие же считают, что аутизм — это особое, альтернативное состояние, а не болезнь.
Аутизм проявляется, прежде всего, в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими.
Родителям стоит обратить внимание на следующие симптомы: чрезмерно бурные реакции испуга и плача в ответ на слабые звуковые раздражители и слабые реакции на сильные раздражители; ослабление реакции на позу кормления, незначительное удовольствие после кормления. У детей искаженные реакции характеризующиеся нежеланием общения с взрослыми, а вот при отсутствии взрослого отношение к неодушевленным предметам, например, к висящей над кроватью игрушке резко положительное. Такие симптомы обычно сохраняются и по достижению более старшего возраста. Для определения аутизма, необходимо наличие трех пунктов:
недостаток социальных взаимодействий;
нарушенная взаимная коммуникация;
ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
Аутизм — это состояние с преобладанием замкнутости внутренней жизни, отстранением от внешнего мира, бедностью проявления эмоций.
Человек с аутизмом неспособен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать состояние другого человека.
Несмотря на множество сообщений о проявлении агрессии со стороны лиц с расстройствами аутистического спектра, систематических исследований на эту тему немного. По данным опроса родителей в 2007 году, серьёзные приступы гнева отмечались у двух третей из 67 детей. По тем же данным, приступы гнева чаще возникали у детей с проблемами освоения языка. Исследования в Швеции в 2008 году показали, что лица старше 15 лет, выписавшиеся из клиники с диагнозом аутизм, совершение насильственных преступлений связано с наличием психопатологических расстройств, таких как психоз.
По результатам исследований, базовые показатели владения языком, словарный запас и правописание, у высокофункциональных детей-аутистов в возрасте 8-15 лет оказались не хуже, чем у контрольной группы, а у взрослых аутистов — даже лучше. В то же время обе возрастные группы аутистов показали сниженные результаты в сложных задачах, требующих использования образного языка, оценивающих способности понимать речь и делать выводы.
Симптомы
На первом году жизни ребенка могут наблюдаться такие отклонения, как позднее лепетание, необычная жестикуляция, ослабленная реакция на попытки общения. Они склонны к реверсии местоимений (например, в ответ на вопрос: «Как тебя зовут?» ребёнок отвечает: «Тебя зовут Сережа»).
Дети-аутисты реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на имя, не просятся на руки, а свои желания выражают, манипулируя рукой другого человека. От трёх до пяти лет дети реже вникают в происходящее вокруг, не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на проявление ими эмоций или копировать чужое поведение, действовать по очереди с другими людьми, участвовать в невербальном общении. Однако они привязываются к тем, кто постоянно о них заботится. Более взрослые дети хуже справляются распознаванием лиц и эмоций.
Детям с аутизмом им сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения, но это не значит, что они предпочитают одиночество.
Другие признаки:
Генерализованная недостаточная обучаемость. Наблюдается у большинства. В отношении этих детей с самыми тяжелыми формами аутизма это легко запоминается: у 50% IQ, у 70%, и почти у 100% IQ Припадки. Встречаются примерно у 25% аутистов с генерализованной недостаточной обучаемостью и у около 5% с нормальным IQ.
Гиперактивность и недостаток концентрации внимания. Обычно явная гиперактивность проявляется, когда взрослые пытаются навязать какую-либо задачу (например, школьные занятия), при этом ребенок может хорошо сосредоточиваться на самостоятельно выбранных задачах. В остальных случаях плохая концентрация внимания отмечается при всех занятиях.
Тяжелые и частые вспышки гнева. Происходят потому, что ребенок не способен сообщить о том, чего хочет, или по причине вмешательства кого-то в его ритуалы и обычный распорядок.
Кроме того, у аутистов отмечаются симптомы, влияющие на пациента или его семью. Так, от 0,5% до 10% лиц с расстройствами аутистического спектра демонстрируют необычные способности — от узких обособленных навыков, вроде запоминания незначительных фактов, до чрезвычайно редких талантов.
Повышенная способность к сенсорному восприятию и усиленное внимание. Часто отмечаются необычные реакции на сенсорные раздражители, В некоторых исследованиях отмечены проблемы моторики, ослабленный тонус мышц, ходьбу на цыпочках.
Классификация и причины
Аутизм входит в группу пяти первазивных расстройств развития. Из них к аутизму по признакам и возможным причинам ближе всего синдром Аспергера; синдром Ретта и детское дезинтегративное расстройство имеют некоторые общие признаки с аутизмом. У людей с синдромом Аспергера развитие речевых навыков происходит без существенных задержек.
Аутизм также можно подразделить на синдромальный и несиндромальный. В первом случае расстройство связано с тяжёлой умственной отсталостью или врождённым синдромом с физическими симптомами.
В некоторых исследованиях сообщается о диагнозе «аутизм» не из-за остановки развития, а вследствие утери ребёнком языковых либо социальных навыков, как правило в возрасте между 15 и 30 месяцами.
Среди возможных факторов нарушения развития эбриона на генетическом уровне могут быть: определённые продукты питания, инфекционные заболевания, тяжёлые металлы, растворители, выхлопы дизельных двигателей, фталаты и фенолы, пестициды, алкоголь, курение, наркотики, вакцины и пренатальный стресс.
Терапия и обучение
Не существует оптимального единого метода терапии; как правило, она подбирается индивидуально. Улучшения безусловно отмечаются при использовании нескольких методик психосоциальной помощи, это говорит о том, что любая помощь лучше её отсутствия. При этом, методология систематических обзоров остаётся на низком уровне, клинические результаты вмешательств расплывчаты, данных по сравнительной эффективности подходов недостаточно.
При безуспешности поведенческого вмешательства, когда проявления расстройства не позволяют ребенку влиться в школьный коллектив или семью, прибегают к помощи широкого списка медикаментов.