В реальном бою оба бойца движутся и изменяются без пауз. Если вы надеетесь использовать циньна в реальном бою, прежде всего, у вас должен быть инстинкт бойца, чуткая реакция, храбрость, спокойное сердце, быстрые рефлексы, и способность спонтанно приспосабливаться к ситуации.
Для овладения искусством циньна существуют свои специфические требования. Необходимо интенсивно обучаться и выдерживать суровые тренировки, чтобы получить надежные основные навыки. Все тело должно быть натренировано в определенной последовательности.
Основная тренировка включает специальные упражнения на силу, особенно силу запястья и пальцев, а также силовую тренировку на энергию скручивания и основные техники рук. Это ядро циньна и на их отработку должно уйти много времени.
На начальном этане огромное внимание должно быть уделено правильной стойке и передвижениям. Правильное расположение головы, шеи, торса, верхних и нижних конечностей — залог успеха в боевом искусстве.
Голова и шея
«Голова направлена ровно, шея прямая, глаза как у тигра».
«Голова направлена ровно» означает, что голова не отклоняется вправо или влево, макушка направлена вверх, как будто точка бай-хуэй подвешена на длинной струне. Когда голова выпрямлена и тело естественно выпрямлено, легко изменять центр равновесия в движении, позволяя телу быть свободным и подвижным с выпрямленной головой, стимулируется дух, ци опускается и становится естественной. Если голова не выпрямлена, у тела нет силы и дух разделен. Как говориться в пословице: «Когда голова выпрямлена, ты, как герой летящий в небеса». «Шея прямая», означает, что кода выпрямлена голова, шея должна быть вытянута и тверда. Она не должна быть расслаблена. С другой стороны, шея не должна быть зажата, чтобы не препятствовать свободному движению и поворотам головы.
«Глаза как у тигра», означает, что дух должен быть сфокусирован так, чтобы глаза и руки двигались одновременно. Необходимо фокусироваться и неотрывно смотреть в глаза противника взглядом тигра. Фокусировка глаз тонко связана с каждым движением и техникой, так что глаза должны иметь сфокусированный дух, который распространяется вокруг через руки. «В глазах достаточно духа, чтобы убить»,- подчеркивается в старых поговорках важность глаз.
Торс
Торс включает грудь, спину, живот, поясницу и бедра. На практике нужно втянуть живот, опустошить грудь, округлить спину, расслабить поясницу и освободить бедра.
Втягивание живота и опустошение груди позволит верхней части тела стать пустой, а нижней части тела полной, делая занимающегося ловким в изменениях, а духу позволяя заполнить все тело. Опустошить грудь означает держать грудь, как перед поклоном, энергия мягко втечет в грудь без принуждения и грудь не выпирает жестко вперед. Втягивание живота помогает пояснице выпускать энергию, освободить поясницу и грудь для движения, способствует Ци опуститься в даньтянь, объединяет ци верхней и нижней части тела.
Поясница — это связующее звено между верхней и нижней частями тела. Это источник изменения движения, она отвечает за движения энергии тела через конечности наружу. Расслабляя поясницу мы можем контролировать нашу силу, избегать подъема центра тяжести, упрочить нижнюю часть тела и сохранять равновесие во время быстрого движения.
Поясницу необходимо тренировать до тех пор, пока она не станет гибкой, уступчивой и очень подвижной. Подвижность поясницы и ног тесно связана с бедрами. Если бедра не освобождены и не расслаблены, ноги будут зажатыми, поясница также будет зажатой и движение тела будет скованным. Если расслабить бедра, то колени и лодыжки смогут свободно двигаться, а сила сможет подняться от ног к туловищу. Одно из выражений по этому поводу говорит: «Чтобы расслабить поясницу, сначала расслабь бедра, когда бедра расслаблены поясница становится живой».
Верхние конечности
Требования к верхним конечностям могут быть сведены к следу- ющему: «расслабь плечи, урони локти, освободи запястья и выпрями пальцы».
Если плечи опустить и слегка подвести вперед, грудь естественно опустошиться и спина округлиться. Когда плечи расслаблены, сила тела свободно будет перетекать через плечи в руки. Только в этом случае можно быть подвижным и использовать внутреннюю силу. Расслабляя плечи нельзя становиться вялым. Так как плечи — это корни рук, величина силы и подвижности в руках во время движения зависит от плечей. Таким образом необходимо обращать особое внимание на гибкость и силовую тренировку этой части тела.
Как и плечи, локти должны быть также расслаблены, сохраняя крепость и гибкость. Локти должны оставаться немного согнуты и создавать ощущение, как будто они свисают вниз. При выполнении техник циньна, локти нс должны подниматься или расходиться в стороны. Если локти подняты, они не смoгут скоординировать движения кистей с плечами; руки станут жесткими и сила ослабеет. Если локти разведены в стороны, грудь и ребра окажутся открытыми для контратак противника.
Запястья должны быть свободными и живыми. Устное изложение гласит: «В применении циньна, запястья и пальцы идут первыми, запястья движутся, пальцы замыкают, плечо и локоть движутся вперед, запястье — центр сотни техник, без запястья пальцы бесполезны и техники пусты». Из этих высказываний важность запястий становится очевидной. Запястья необходимо тренировать, пока они не станут гибкими и подвижными, с необходимой силой. Особое внимание следует уделять замыкающей, поворачивающей, выкручивающей и ломающей энергии запястьев.
Пальцы в технике циньна наиболее важны. В любой технике, от захватов сухожилий, передапливания вен и замыкания суставов, до всех видов приемов рук, сила и движение пальцев — первостепенно. Пальцы необходимо тренировать до тех пор, пока они не станут крепкими, как стальные крюки, жесткими и сильными, не теряя в то же время своей гибкости.
В искусстве циньна, огромное внимание уделяется тренировке запястья, кисти и пальцев, что приводит к силе и мастерству, а также к подвижности и скоординированной технике.
Нижние конечности
Если корень не прочен, не будет силы, тело не сможет свободно двигаться и-приспосабливаться к переменам. Из выражения: «руки это 30%, ноги — 70%",- мы видим важность ног.
Бедра, колени и лодыжки должны быть подвижны и сильны, они должны быть крепкими и мягкими. При тренировке ног используются статические и динамические упражнения, удары по мешку с песком и т. д. В то же время, необходимо тренировать тело и шаги, практикуясь до тех пор, пока не станешь быстрым и сильным.