Динамическая работа (дунгун). Хаотическое первоначально возвращается к единому

Движение «касания воды"может способствовать выдохам и вдохам точки «дворец труда». Опускание с касанием — выдох, подъем — вдох, выдох следует за вдохом, способствуя соединению внутренней и внешней ци, играет роль в обмене потоков внутреннего и внешнего, в сохранении чистого и удалении грязного.

Движение «касания воды» — главный министр для поясницы: поясничная область то расслабляется, то напрягается, способствуя прочистке точки «ворота жизни». При династии Мин в книге «Полная книга Цзин Юэ» («Цзин юэ цюань шу») # Чжан Цзебин указывал: «Ворота жизни» — корень изначальной ци, жилище воды и огня, иньская ци пяти плотных органов без нее не может расти, янская ци пяти плотных органов без нее не может развиваться». Он считал, что функции этой точки двусторонние: она действует на ян почек- ян и инь почек-инь. Почки имеют функции хранения воспризводящей энергии (цзин), главенствуют над водой, костями, порождают костный мозг, их процветание — в развитии, поэтому их называют источником жизни, основой прежнего неба. Полнота ци почек может способствовать пополнению силы воспроизводящей энергии, подвижности ума, усилению памяти, сила мысли получает развитие. Почки также являются «чиновником, создающим прочность»: когда ци почек в полноте, то суставы и кости становятся прочными и здоровыми, движения — легкими и быстрыми, шаги — устойчивыми и здоровыми; таковы наиболее часто наблюдаемые эффекты тренировок. Кроме того, заболевания костей, зубов, а также шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника могут быстро пройти. Такие болезни, как сердцебиение, вызванное несвязанностью сердца с почками, потеря сна, сперматорея, недержание мочи, также могут получить излечение.

Чэнь Шидо в книге «Тайные записки каменной комнаты» (Ши ши би лу») писал: «Сердце получает ворота жизни — то свет духа-шэнь приобретает хозяина, от которого исходит изначальная способность пользоваться предметами; печень получает ворота жизни — и обдумывает думы; желчный пузырь получает ворота жизни — и приобретает решительность и категоричность; желудок получает ворота жизни — и может приобретать; селезенка получает ворота жизни — и может передавать; легкие получают ворота жизни — и управляют звеньями; толстая кишка получает ворота жизни — и ведет, передавая; тонкая кишка получает ворота жизни — и распределяет преобразования; почки получают ворота жизни — и создают прочность; три обогревателя получают ворота жизни — и отвергают скверну; мочевой пузырь получает ворота жизни — и собирает — сохраняет» <подобный текст, написанный на древнем языке, требует следующих комментариев:>. # Здесь четко сказано о тесной связи «ворот жизни» с 5 плотными и 6 полыми органами.

Точку «ворота жизни» также называют «хозяином двенадцати меридианов». Помимо того, что она сама открывает и закрывает дыхание, она также управляет основными меридианами верха и низа тела. Если точка «ворота жизни» проходима (для энергии ци), только тогда во всем теле, вверху и внизу, основные меридианы могут последовательно стать проходимыми.

Таким образом, «касание воды» играет активную роль для открывания точки «ворота жизни», что способствует циркуляции ци и крови по всему телу, усилению функций внутренних органов, а также оздоровлению и излечению болезней.

«Бьющий родник» — тоже важные точки, они служат для обмена ци внутри и вне тела и для удаления грязной ци. Движения вверх — вниз в процессе «касания воды» (при этом сознание концентрируют в точках «бьющий родник») способствует соединению этих точек с земной инь. При этом больная и грязная ци уходят из тела. В «Трактате о внутреннем» сказано: «Вдыхают небесный ян — питают ци, поют # земную инь — питают кровь». Путем указанных движений соединяет Небо, Землю и Человека, регулируют инь — ян в человеке, добиваются единства внутреннего и внешнего.

Методы работы

1. Подготовка. Ступни параллельны, на ширине плеч, колени слегка согнуты; плечи расслабляют, руки свободно свисают, стоят спокойно. Кончиком языка касаются верхнего неба, как бы улыбаются — и не улыбаются, глаза смотрят по горизонтали, сердце чистое, глаза ясные, все тело сверху донизу последовательно расслабляют, ци погружают в нижнее поле пилюли, начинают сосредоточиваться.

Привлекают ци поля пилюли, проводят через точку «встреча инь», следуя по каналу управления, поднимают вверх до точки «большой позвонок», проводят через плечи и руки до точек «дворец труда» на кистях.

2. Двойной возврат ци. Кисти поворачивают центрами ладоней вперед, принимают ци в виде шара, поднимают его плавно вверх, плечи служат осями, вводят в «небесный глаз», разводят руки, разворачивают грудь, центры ладоней обращают вниз, кончики пальцев смотрят друг на друга, «снаружи ведут — внутри проходит», ци вводят в «нижнее поле пилюли»

Сознание. Когда принимают ци, сознание находится в точках «дворец труда» кистей. Когда проникают в «небесный глаз», мысль входит в «небесный глаз». Когда «снаружи ведут — внутри проходит», сознание, следуя за кистями, движется по срединному каналу. Когда доводят ци до нижнего поля пилюли, мысль входит в это поле.

3. Регулирование влево и вправо. Стопы остаются в том же положении, корпус поворачивают влево на 90 #, голову — также влево на 180 #, взгляд направлен по горизонтали в сторону левого плеча (поясничные, грудные и шейные позвонки скручивают последовательно в непрерывном движении).

Одновременно со скручиванием тела левая кисть по дуге идет за корпус, внешней точкой «дворец труда» слегка хлопают по точке «ворота жизни» (центр ладони направлен назад, пальцы слегка согнуты). Правую кисть проводят перед грудью вверх, переворачивают и кладут горизонтально на правое плечо (центр ладони направлен вверх, пальцы — назад, они слегка согнуты, основание большого пальца поддерживается наверху, чтобы точка «дворец труда» не была напротив уха. Движение кистей должно быть одновременным), плечевую часть руки <плечевая часть руки - верхняя часть руки, от локтя до плеча. Ее вообще называют плечом, но мы назвали так, чтобы не было путаницы> плотно «приклеивают» <"приклеивание" - это значит приложить, не прижимая с силой> к правым ребрам. Делают небольшую паузу

Стопы неподвижны, корпус поворачивают вправо примерно на 180 #, а голову — на 360 #, глаза смотрят горизонтально в сторону правого плеча (поясничные, грудные и шейные позвонки скручивают последовательно в непрерывном движении).

Одновременно с поворотом корпуса кисти естественно сменяют позиции: правая кисть по дуге идет за туловище, внешней точкой «дворец труда» слегка хлопает по точке «ворота жизни» (центр ладони направлен назад, пальцы слегка согнуты), левую кисть проводят перед грудью вверх, переворачивают и кладут горизонтально на левое плечо (центр ладони направлен вверх, пальцы — назад, они слегка согнуты, основание большого пальца поддерживается наверху, чтобы точка «дворец труда» не была напротив уха. Движение кистей должно быть одновременным), плечевую часть руки плотно «приклеивают» к левым ребрам. Делают небольшую паузу

Левые и правые повороты выполняют по 3 раза, всего 6 раз. В промежутке четырежды поворачиваются примерно на 180 #, а последний раз, как и в первый, на 90 #, возвращаясь в исходную позицию.

Сознание. Когда поворачиваются влево, сознание находится в точке «ворота жизни» и в точке «дворец труда» правой кисти. Когда поворачиваются вправо, сознание находится в точке «ворота жизни» и в точке «дворец труда» левой кисти.

4. Стопы перемещают инь-ян. Кисти кладут на поясницу (большими пальцами назад), поднимают левую ногу (бедро поднимают до тех пор, пока с горизонтальной плоскостью на образуется угол 45 #, голень перпендикулярна земле, голеностопный сустав расслаблен), пинают левой ногой (левый носок оттягивают, так что он образует прямую линию с ногой)

Носок левой стопы задирают вверх, при этом голень немного подбирают, затем с помощью пятки с силой выбрасывают стопу вперед вниз в направлении 45 # к горизонтали (выбрасываемую ногу выпрямляют, но усилие не должно быть слишком резким). Левый голеностопный сустав принимают за ось и левым носком рисуют кружок (левая нога устойчиво и неподвижно сохраняет вытянутое положение в направлении вперед вниз, пятка не опускается на землю), сначала вращают трижды наружу, затем трижды внутрь (нужно стараться, чтобы рисовался кружок); после этого левую ногу возвращают в поднятое положение и левую стопу опускают (расстояние между стопами остается на ширине плеч).

Затем поднирают правую ногу, пинают правой стопой; поднимают правый носок, одновременно голень слегка подбирают и с помощью пятки с силой выбрасывают правую стопу вперед вниз примерно под углом 45 #.

Правый голеностопный сустав принимают за ось, правым носком рисуют кружок, сначала делают 3 круга наружу, затем 3 круга внутрь; после этого правую ногу возвращают в поднятое положение и правую стопу опускают.

(Правила движений правой ноги и правой стопы совершенно аналогичны правилам для левых ноги и стопы, каждая движется указанным образом по 3 раза.)

Сознание. Когда поднимают ногу, сознание находится в точке «бьющий родник» поднятой стопы. Когда пинают стопой, сознание находится на подъеме пинающей стопы. Когда выталкивают пятку, сознание находится в этой пятке. Когда носком рисуют кружки, сознание находится в голеностопном суставе этой ноги. Когда стопу опускают вниз, сознание находится в точке «бьющий родник» этой стопы.

5. Хаотическое первоначало возвращается к единому. Руки плавно поднимают в лево, левая кисть находится немного ниже правого плеча, а правая кисть — на уровне плеча (правая плечевая часть руки образует горизонтальный прямой угол в правом плечевом суставе), центр ладони направлен под углом 45 # вперед.

Поясница служит осью, по часовой стрелке (т.е. вверх вправо вниз влево) делают 3 круга (кругообразные движения кистей симметричны сверху и снизу, слева и справа)

Затем принимают поясницу за ось и совершают 3 круга против часовой стрелки, после чего кисти свободно опускают по бокам тела

Сознание. Когда «хаотическое первоначало возвращают к единому», сознание находится в кончиках десяти пальцев. Его отпускают далеко, рисуют кругло (однако следует следить, чтобы распускаемое сознание в конце вернулось назад в точки «дворец труда» кистей).

6. Двойное вращение ци (см. пункт 2)

7. Собирающая работа (см. гл. 7, пункт 10)

Принципы работы

«Хаотический» — значит относящийся к первозданному хаосу. По традиционному учению <многих народов> перед формированием космоса, т. е. до того как разделились Небо и Земля, было так, что великое не отличалось от ничтожного, все виделось мутным.

«Первоначало» — исходное начало, ци которого есть ци Великой Пустоты. Великая Пустота — это Великий Предел, основа Великого Предела — Беспредельное, поэтому говорят: Великая Пустота. Великий Предел — начало тьмы вещей.

Все события и предметы в мире находятся в противоречиях инь — ян, определяющих порождения и превращения. Это относится и к телу человека, соответствующему маленькому «космосу» (микрокосму). Только тренировкой в соответствии с естественными законами и неуклонного им следования можно добиться таких эффектов, как открытие восьми сторон <восемь сторон - 4 стороны света и 4 промежуточных направления>, проходимость продольных и поперечных каналов, гармоничная отрегулированность инь — ян. Ибо тогда истинная ци всего тела — верха и низа, пяти плотных и шести полых внутренних органов хаотически смешается воедино (т.е. хаотическое первоначало вернется к единому).

Работа в данной главе в основном разделяется на 4 части: «влево и вправо смещаются прямо», «стопы вращают инь — ян», «хаотическое первоначало возвращается к единому» и «двойное вращение ци».

Упражнение «влево и вправо смещаются прямо» базируется на динамической работе предыдущих четырех глав, особенно на упражнениях «гармоническое единение шести сторон» и «заглубление в Землю, прохождение в Небо». Вращательными движениями формируют тело, оздоравливают позвоночник, делают проходимыми точки «большой позвонок» и «ворота жизни» и меридианы верхних конечностей, способствуют циркуляции ци и крови по малому циклу Неба. Одна кисть подсоединяется к небесному ян, другая прикрывает «ворота жизни». Получаемый небесный ян передается в точку «ворота жизни», пополняя энергией канал управления <на котором находится эта точка>. Таким образом укрепляют функции почек и активность нижнего поля пилюли. Это движение заставляет ци верхней половины тела смешаться воедино, создавая хорошую подготовку к возвращению хаотического первоначала к единому во всем теле.

Упражнение «стопы вращают инь — ян» базируется на упражнении двух глав: «голова журавля пронизывает заставы» и «священный журавль касается воды», при этом больше прочищают меридианальные каналы нижних конечностей. Поднимание колена (нога расслабляется), пинание стопой и оттягивание подъема стопы (нога вытягивается с напряжением вперед наружу) — здесь расслабление сменяется напряжением, что ведет к прочищению трех янских каналов ног. В движениях, когда голень подбирают внутрь, носок стопы вздергивают вверх (ногу расслабляют), толкают пяткой (нога вытягивается с напряжением назад внутрь) — расслабление сменяет напряжение, что прочищает три иньских канала ног. Голеностопный сустав принимают за ось, носком стопы рисуют кружок внутрь и наружу, двигают голеностопным суставом — это движение служит главным образом для регулирования трех иньских и трех янских каналов ног, оказывает прочищающее действие на иньские и янские связующие и пяточные каналы. Данное движение приводит в хаотическое состояние ци нижней половины тела, служа хорошей подготовкой возвращения к единому хаотического первоначала для всего тела.

Движение «хаотическое первоначало возвращается к единому» охватывает все тело (верхние и нижние конечности, позвоночник — все движется туда-сюда, скручиваясь, рисуя окружности). Каждый сустав тела растягивается и расслабляется, движения естественные, мягкие, спокойные, округлые. Мысль, ци и форма едины, что заставляет ци всего тела смешаться в единый конгломерат. Каждое предыдущее движение оказывало специфическое закаливающее воздействие на отдельные зоны тела, а упражнения данной главы имеют комплексный характер и относятся ко всему телу. Поскольку на отдельные зоны тела оказывалось специфическое закаливающее воздействие, каждое предыдущее движение заставляло ци и кровь также по-разному циркулировать в разных частях тела. Движения, описанные в данной главе, ведут ци и кровь всего тела к выравниванию (равновесию инь — ян), к смешению в едином теле, к единству верха и низа, к единству внутреннего и внешнего, к единству поверхностного и нижележащего, т. е. «хаотическое первоначало возвращается к единому».

«Двойной возврат ци» относится к «собирающей работе». Когда завершают «возвращение хаотического первоначала к единому», не только улучшается протекание ци-крови по всему телу, но и вокруг тела формируется определенное «поле ци» (поле энергии человеческого тела). «Двойной возврат ци» предназначен для собирания в теле той ци, что находится вне тела, и ее сохранения в поле пилюли.

Про движения, описанные во всех пяти главах, можно сказать: «снаружи тренируют суставы, кости, кожу; внутри тренируют воспроизводящую, жизненную, и духовную энергию (цзин, ци и шэнь). Они приводят в движение каждый сустав всего тела (от головы до стоп), делают проходимой каждую БАТ, каждый продольный и поперечный канал, закаливают 5 плотных и 4 полых органа, 4 конечности и 100 костей, кожу, мышцы и суставы, пополняют истинной ци тело, добавляют энергии, стимулируют циркуляцию ци и крови, улучшают функции организма. При длительной постоянной закалке можно не только укрепить тело и излечить болезни, но и продлить жизнь, «обратить вспять старость, вернуть юность».

Рейтинг темы
Рейтинг статьи
Просмотров: 4825

Интересное по теме

Комментарии

Нажимая на кнопку «Добавить комментарий», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.