«Стояние столбом» (чжаньчжуан) относится к области статической работы (цзингун), в этом методе работы путем регулирования духовной энергии (шэнь), дыхания и тела, добиваются свободной проходимости продольных и поперечных каналов, гармонизации ци и крови, выравнивания инь — ян, изгнания болезней и оздоровления тела. Работа «стояние столбом» в китайском цигуне, стиль «парящий журавль», базируется на динамической работе пяти ступеней, описанной выше, и предназначена для дальнейшего усиления эффектов работы и лечения. Последовательно продвигаясь, полностью овладев движениями пяти ступеней, потратив определенное время (обычно не менее 40-50 ч.), добившись определенных эффектов (натренировав открытие таких важнейших точек, как «дворец труда», «бьющий родник», «сто встреч», ощущений онемения, вспухания, тепла или холода, проходимости основных каналов), тренирующийся может «стоять столбом».
![](https://s2.narmed.ru/p/articles/1413/400_400.jpg)
Регулирование духовной энергии
«Регулирование духовной энергии (шэнь)" - то же, что и «регулирование сердца». В тренировочной работе нужно овладеть правильным пониманием, закалкой и использованием сознания, эти проблемы как раз и решаются «регулированием духовной энергии».
Сознание
«Сознание» — это не «мышление». Мышление (инянь) — это мысли в мозгу людей, способ «думания», это субъективное явление, что думаешь — то в мозге может возникнуть. В цигун-закалке требование к мышлению — «мыслью вести ци» (пишут: «мысль ведет — форма <"форма" - физическое тело> движется», «ци вслед за мыслью идет», «мысль, ци и форма объединяются»). Правильное использование мышления позволяет повысить эффективность работы и лечебное действие. Противоположное не полеэно для тренировочной работы и даже может дать отрицательные побочные эффекты.
Сознание (иши) <там, где говорится о концентрации сознания, автор употребляет термин "инянь" - мышление, мысль. Однако по-русски не говорят мышление в точке "дворец труда", поэтому "инянь" переведено как "сознание"> - отражение в мозгу человека объективного материального мира, это обобщенное наименование различных психологических процессов: ощущений, размышлений и пр. Бытие определяет сознание, а сознание в свою очередь может противодействовать бытию.
В практике цигун-закалки мы можем лично убедиться, что сознание — отнюдь не субъективное явление, а отражение объективного материального мира. Оно коренным образом отличается от мышления, но тесно с ним связано. Так, при цигун-закалке у людей иногда возникают галлюцинации, но эти галлюцинации в действительности — космическая информация, которая осознается человеком только после того, как тренирующийся преобразует собственные функции ци и проявит их. Так бытие определяет сознание. Хорошую информацию люди признают за существующую, а плохую отвергают, что в свою очередь также говорит о противодействии сознания бытию.
Удержание мыслей
«Удержание мыслей» (ишоу) также называют «внутренним созерцанием» (нэйши) или «обращенным освещением», «наблюдением явлений». «Удержание мыслей» на каком-то участке — это концентрация внимания на нем, это использование сознания. Занимаясь цигуном, чтобы закалить (оттренировать) воспризводящую, жизненную и духовную энергии, нельзя обойтись без удержания мыслей на полях пилюли. Занимаясь статической работой, в основном концентрируют внимание на нижнем поле пилюли.
Поля пилюли
Полей пилюли (даньтяней) три: верхнее, среднее и нижнее. Мы считаем, что нижнее поле пилюли находится в нижней части живота, между пупком и точкой «встреча инь» (пахом), позади мочевого пузыря, перед прямой кишкой. Здесь располагается узкая камера; есть ци — она раскрывается, нет ци — закрывается. Это место исхода трех каналов: действия, управления и срединного (чэньмай, умай, чжунмай) #, место сбора меридианов. Путем закалки, тренируя воспроизводящую энергию, можно преобразовать ее в жизненную. (Не имея воспроизводящей энергии, превратить в жизненную энергию ничего нельзя. Больные, занимаясь тренировочной работой, в период лечения болезни должны прекратить половую жизнь на 100 дней, а при тяжелых заболеваниях — еще и на более длительный период.) Среднее поле пилюли находится в верхней части живота, в промежутке между точкой таньчжун и пупком. Тренируя жизненную энергию, можно преобразовать ее в духовную. Верхнее поле пилюли находится в голове, в промежутке между точками «корень горы» (шаньгэнь) и «сто встреч». Тренируя духовную энергию, можно возвратить ее в пустоту и раскрыть мудрость. Три поля пилюли совсем не изолированы, они между собой сочетаются, дополняют и влияют друг на друга. Когда тренировочная работа достигает определенного этапа, кроме трех полей пилюли, важнейшие БАТ также начинают концентрировать истинную ци, к этому времени можно «согласуясь с сердцем использовать руки, следуя сердцу, проявлять желания».