Методы работы
1. Подготовка. Стопы параллельны, внешние стороны стоп на ширине плеч, колени чуть согнуты, плечи расслаблены, кисти свободно свисают; стоят расслабленно-спокойно. Кончик языка поднят к небу, как бы улыбаются и не улыбаются, глаза смотрят горизонтально, сердце чистое, глаза светлые, все тело сверху до низу расслаблено, ци погружают в нижнее поле пилюли, начинают концентрировать сознание.
Привлекают ци из поля пилюли к подъему вверх по каналу управления через точку «встреча инь» (расположенную в паху), доводят до точки «большой позвонок» (дачжуй, у основания шеи), проводят через плечи, руки, к точкам «дворец труда» на ладонях.
2. Поднимание крыльев. Пальцы рук расслаблены и слегка согнуты, центры ладоней направлены друг к другу; плечи служат осью, медленно поднимают руки вперед до высоты плеч, держа их на ширине плеч
Сознание. Когда поднимают крылья, сознание находится в точках «дворец труда», между кистей как бы сжимают шарик и побуждают ци кистей к взаимоперетеканию.
3. Разворачивание крыльев. Поворачивают кисти ладонями вниз (сохраняя пальцы чуть согнутыми), преобразуют в «пальцы-мечи» (средний и указательный пальцы соединены и вытянуты, большой надавливает на внешнюю сторону согнутых мизинца и безымянного пальца), руки расходятся влево — вправо, образуя иероглиф «I» (т.е. горизонтальную линию)
Сознание. Когда поворачивают ладони центрами вниз, сознание удерживает ци в точках «дворец труда». Когда образуют «пальцы-мечи» и раскрывают крылья, сознание находится в «пальцах-мечах».
4. Пронизывающие руки. Шейные позвонки служат осью; сначала левое плечо ведет левый локоть (левый локоть естественно изгибается), левый локоть ведет левое запястье, а это запястье ведет «пальцы-мечи» по направлению к шейным позвонкам, подбираясь внутрь (требуется, чтобы плечо, локоть, запястье и пальцы пронизывались звено за звеном; подбирают до тех пор, пока предплечье не образует с горизонталью угол примерно 45; при этом правая рука не движется).
Затем правое плечо ведет правый локоть, локоть ведет запястье, запястье ведет «пальцы-мечи», их подбирают внутрь по направлению к шейным позвонкам (требования к движению те же, что для левой руки).
Одновременно с подбиранием внутрь правой руки левое плечо с помощью внутренней силы толкает левый локоть, левый локоть толкает левое запястье, запястье толкает «пальцы-мечи», которые делают точечные <"точка", "точечный" означает "кончиком пальца" (вспомним детскую игру "китайский бокс")> выпады наружу (требуется, чтобы плечо, локоть, запястье и пальцы пронизывались звено за звеном).
Таким образом, правую руку подбирают — левой толкают, левую подбирают — правой рукой толкают, руки проходят трижды туда и обратно (в последний раз правая рука делает выпад наружу, а левая не движется), затем руки снова образуют иероглиф «I»
«Пальцы-мечи» преобразуют в «пальцы — красная макушка» (основа позы — «пальцы-мечи», но средний палец подгибают и кончиком касаются ногтя на указательном пальце, форма напоминает макушку красномакушечного журавля; Делают короткую паузу.
Сознание. Во время пронизывания руками сознание находится в точке «большой позвонок» и на кончиках пальцев, образующих «пальцы-мечи» (сознание сопровождает движение от кончиков пальцев одной руки через точку «большой позвонок», следует к кончикам пальцев другой руки, движение напоминает перемещения пронизывающего челнока, ходящего туда и обратно трижды). Когда пальцы преобразовывают в «красную макушку», сознание находится в этих пальцах.
5. Наблюдение неба. «Красномакушечные пальцы» преобразуют в «иньские ладони» (центры ладоней направлены вниз), корпус немного наклоняют вперед, пятки приподнимают, верхнюю половину корпуса отклоняют назад, так что туловище лукообразно изгибается (нижнюю челюсть оставляют подобранной, колени не сгибать); одновременно с этим переворачивают ладони центрами вверх, как бы обнимая шар, и насколько возможно расширяют грудь, руки образуют дуги, направленные вверх (не следует вздергивать плечи), глаза смотрят на небо
Сознание. После того как «красномакушечные пальцы» преобразуют в «раскрытые ладони», сознание находится в точках «дворец труда». Когда глаза смотрят на небо, сознание как бы обнимает большой воздушный шар.
6. Складывание крыльев. Немного приостанавливаются, затем корпус возвращают в немного согнутое вперед положение (пятки все еще приподняты, не опущены), руки через стороны плавно опускаются вниз, пока не образуется угол с корпусом примерно 20.
Сознание. При соединении крыльев оно находится в точках «дворец труда».
7. Излом крыльев. Кисти поворачивают центрами назад, с боков поднимают к подмышкам, рисуя дуги (плечи и плечевые части рук следует расслабить, нельзя поднимать плечи). Одновременно с этим предплечиями приводят в движение кисти, кистями приводят в движение пальцы рук и начиная с мизинца последовательно сгибают их внутрь, так что постепенно пальцы принимают дугообразную форму. Затем выдвигают из подмышек и выбрасывают кисти вперед, одновременно прижимают плечевые части рук к бокам, пятки с некоторой силой ударяются в землю, а колени чуть сгибаются (движение должно быть аналогичным описанному в предыдущей главе «излому крыльев») Сознание. Когда сворачивают запястья и совершают излом крыльев, сознание находится в 10 пальцах. Когда делают выброс и прижимают плечевые части рук к бокам, сознание выбрасывает и стряхивает болезненную, грязную ци из кончиков пальцев.
8. Двойной возврат ци. Пальцы расслабляют, кисти располагают на ширине плеч, принимают ци как шар и поднимают его вверх перед телом, вводят в «небесный глаз» <точка между бровями>, при этом мысленно забирают в «небесный глаз», но голову не отклоняют. Разводят руки, раскрывая грудь, центры ладоней обращают вниз, кончики пальцев смотрят друг на друга, «снаружи ведут — внутри идет» (ладони следует держать горизонтально, когда кисти сравняются с плечами, локти тоже оказываются на уровне плеч), ци (следующую по срединному каналу, чжунмай) проводят в нижнее поле пилюли
Сознание. Когда принимают ци, сознание находится в точках «дворец труда». Когда пронизывают «небесный глаз», то сознание входит в «небесный глаз». Когда «снаружи ведут — внутри идет (ци)", сознание вслед за кистями идет вниз вдоль центрального канала. Когда доводят ци до нижнего поля пилюли, сознание в него входит.
9. Соединение ци, введение в грудь. Кисти перед нижним полем пилюли расходятся влево — вправо, центр тяжести тела переносят на правую стопу, разворачивают корпус влево примерно на 45, левую стопу выдвигают влево вперед примерно под углом 45, образуя шаг «лук — стрела». Одновременно руки расходятся, образуя по форме иероглиф «I» (когда разводят руки, пальцы расслабляют и немного разводят, центры ладоней направлены наружу назад — как будто парят; после разведения рук следить, чтобы грудь была выставлена, а живот подобран), затем поворачивают ладони центрами вперед, все 5 пальцев естественно соединяют, образуя вогнутую ладонь.
Корпус сначала разворачивают вправо примерно на 90, при этом левая кисть собирает ци и вводит в правую часть груди (левая кисть вводит собранную ци в правую точку «двор ци» -циху, расположенную под правой ключицей, кисть и тело как бы касаются — и не касаются; правая рука только поворачивается вместе с телом (ее проекция не переходит границу правой пятки). Затем корпус разворачивают влево примерно на 90, при этом правая кисть собирает ци и вводит в левую часть груди (правая кисть вводит собранную ци в левую точку «двор ци», расположенную под левой ключицей, кисть не дотрагивается до тела), два предплечья скрещиваются перед грудью. Плечи погружены, локти висят. Делают небольшую паузу.
Сознание. Когда разводят руки, сознание находится в точках «дворец труда». Когда левая кисть собирает ци, сознание находится в точке «дворец труда» левой кисти; когда ци входит в правую половину груди, мысль входит в правую точку «двор ци». Для правой кисти выполняется аналогично.
10. Заглубление в землю, прохождение в небо. Вытягивают вниз левую кисть, подтягивают вверх правый локоть (расстояние между левой кистью и правым локтем примерно 10 см), левая кисть вдоль правого предплечья косо движется к разделению кистей и растягиванию ци, образуя позу «заглубление в землю, прохождение в небо» (т.е. затем левая кисть поднимется к позиции на 15 см выше точки «сто встреч» и перевернется центром ладони вверх, при этом правая кисть отведется назад до положения ниже копчика, так что кисти будут друг против друга с ладонями, направленными наружу, предплечья образуют правильную линию Великого Предела <т.е. S-образную линию, формирующую "схему Великого Предела" - "две рыбы" в круге, черная и белая, с пятнышком противоположного цвета в каждой>, корпус остается вертикальным). Делают небольшую паузу
Сознание. Когда вытягивают левую ладонь и подтягивают правый локоть, сознание находится в точке «дворец труда» левой кисти. Когда разделяют ладони и растягивают ци, сознание находится в точках «дворец труда» обеих кистей. Когда углубляются в землю и проходят в небо, в сознании господствует «прохождение в небо, безгранично далекое, углубление в землю, безгранично глубокую».
11. Соединение ци, введение в грудь. Тяжесть тела переносят на левую стопу, носок правой стопы служит осью, пятку сворачивают внутрь, пока она не окажется напротив левой пятки. Затем вес тела переносят на правую стопу, осью служит носок левой стопы, пятку разворачивают наружу, тело разворачивают примерно на 100, образуя шаг «лук — стрела». Одновременно с поворотом тела левая кисть направляется вниз, правая — вверх, руки образуют иероглиф «I», затем центры ладоней обращают вперед (кисти все время неизменно сохраняют вогнутое положение).
Корпус сначала разворачивают влево примерно на 90, при этом правая кисть, собрав ци, вводит ее в левую половину груди; затем корпус разворачивают вправо примерно на 90, при этом левая кисть, собрав ци, вводит ее в правую половину груди; предплечья скрещиваются перед грудью. Плечи погружены, локти свисают. Делают небольшую паузу.
Сознание. Когда поворачивают пятку и разводят руки, немного расслабляют плечи, сознание собирает в точках «дворец труда» обеих кистей ци из «бесконечного далека» и «бесконечной глубины», ведет по рукам в тело. Когда правая рука собирает ци, сознание находится в точке «дворец труда» правой кисти; когда ци входит в левую часть груди, мысль входит в левую точку «двор ци». Когда левая кисть собирает ци, сознание находится в точке «дворец труда» левой кисти; когда ци входит в правую часть груди, мысль входит в правую точку «двор ци».
12. Заглубление в землю, прохождение в небо. Вытягивают правую ладонь вниз, подтягивают левый локоть вверх, правая ладонь вдоль левого предплечья косо направляется к «разделению кистей, растягиванию ци», образуя позу «заглубление в землю, прохождение в небо» (особенности движения те же, что и в пункте 10). Делают небольшую паузу.
Сознание. Когда вытягивают правую кисть и подтягивают левый локоть, сознание находится в точке «дворец труда» правой кисти. Когда разделяют кисти и растягивают ци, сознание находится в точках «дворец труда» обеих кистей. Когда заглубляются в землю и проходят в небо, в сознании господствует «прохождение в небо, бесконечно далекое, углубление в землю, бесконечно глубокую».
13. Собирающая работа. Переносят центр тяжести тела на правую стопу, левую пятку сворачивают внутрь (т.е. возвращают к направлению подготовительной позы), затем переносят центр тяжести на левую стопу, правая стопа плавно и медленно, рисуя дугу, подбирается (она становится параллельной левой стопе). Одновременно выпячивают копчик, корпус сохраняет вертикальность, нос на одной вертикали с пупком.
Кисти расслабленно раскрываются, ладони становятся вогнутымя, правая кисть направлена вниз, левая — вверх, кончики пальцев косо направлены друг к другу; перед нижним полем пилюли они соединяют ци, обнимая шар. Плечи расслабляют, анус подтягивают вверх, кисти подбирают в направлении низа живота, и когда до живота остается примерно 2 см, их естественно опускают к бедрам вдоль тела, одновременно ноги выпрямляют. Особенности движений те же, что приведенные в пункте 13 предыдущей главы.
Сознание. Когда поворачивают стопу, расслабляют ладони и собирают ци, сознание находится в точках «дворец труда». Когда совершают толчок наружу, подбирание внутрь и собирание ци с обниманием шара, сознание находится там же. Когда расслабляют плечи, сознание собирает ци верхней части корпуса в нижнее поле пилюли. Когда подтягивают вверх анус, сознание собирает ци нижней части корпуса в нижнее поле пилюли. Когда собирают к низу живота, сознание медленно вводит в нижнее поле пилюли обнимаемый двумя кистями шар; одновременно, укрепив живот, собирают сознание — ци собрана прочно, устойчиво и надежно.
Принципы работы
Основная задача данной части — на базе «гармоничного единения шести сторон», описанного в первой части, сделать более проходимыми три янских и три иньских канала рук.
Меридианы
В теле человека проходит 12 продольных каналов (меридианов), которые непосредственно связаны с внутренними органами, они получили названия по тому плотному (цзан) или полому (фу) органу, с которым связаны. Эти 12 меридианов различаются по инь и ян: есть 3 иньских и 3 янских <каналы парные, симметричные, поэтому их всего 12> (они проходят на корпусе, по рукам и по ногам). Проходящие по рукам называются «три иньских ручных меридиана» (ручной великий инь — меридиан легких, ручной малый инь — меридиан сердца, ручной инь в себе — меридиан перикарда, или сердечной сумки) и три янских ручных меридиана (ручной янский свет — меридиан толстой кишки, ручной великий ян — меридиан тонкой кишки, ручной малый ян — меридиан трех обогревателей). Проходящие по ногам называются «три иньских ножных меридиана» (ножной великий инь — меридиан селезенки, ножной малый инь — меридиан почек, ножной инь в себе — меридиан печени) и «три янских ножных меридиана» (ножной янский свет — меридиан желудка, ножной великий ян — меридиан мочевого пузыря и ножной малый ян — меридиан желчного пузыря).
Сеть продольных и поперечных каналов связывает 5 плотных и 6 полых внутренних органов, 5 «чиновников» (органов чувств) и 9 отверстий, 4 конечности и 100 костей; в теле нет места, где их не было бы. Закалка по приведенной в данной главе методике может очень благотворно действовать на их проходимость. Вот примеры.
Когда «поднимают крылья», то руки поднимают вперед, пальцы слегка сгибают, точки «дворец труда» смотрят друг на друга, при этом выпускаемая ци взаимосоединяется, образуя шар. Это позволяет больше раскрыть точки «дворец труда», усилить потоки внешней и внутренней ци, интенсифицировать циркуляцию ци-крови.
Когда выполняют упражнение «пронизывающие руки», осью служит точка «большой позвонок» (дачжуй), лежащая на заднесрединном меридиане; плечами приводят в движение руки, имитируя форму дракона, колебля позвонки и расслабленно двигая суставами, что принуждает ци идти вверх, непосредственно ударяя в точку «немые ворота» (ямэнь) и заставу «яшмовая подушка» (юйчэнь). При этом ци, собранная в плечах и руках, направляется в пальцы рук и живот, пронизывая 3 ручных янских меридиана.
«Пальцы — красная макушка», соединение среднего и указательного пальцев ведет к соединению духа-шэнь сердца (средний палец относится к духу-шэнь плотного внутреннего органа — сердца) с внутренним органом — селезенкой (к ней относится указательный палец), что может улучшить пищеварительные функции, а также играет роль регулирования духа-шэнь и способствует пробиванию заставы «яшмовая подушка», улучшению функций мозга.
«Наблюдение неба» может играть следующую роль: в коренном инь — временный ян (в коренном инь скрытый ян), взаимообмен инь — ян, в инь ищи ян, в ян ищи инь, инь и ян регулируются гармонично (3 иньских ручных меридиана распределяются по внутренней стороне верхних конечностей, относятся к внутреннему. Циркуляция истинной ци начинается в груди и идет к кистям. 3 янских ручных меридиана распределяются по внешней стороне верхних конечностей, относятся к внешнему, циркуляция истинной ци начинается с кистей, идет к голове). Разведение рук и раскрытие груди позволяют полностью переместить ци-кровь пяти плотных внутренних органов — сердца, печени, легких, селезенки и почек и шести полых внутренних органов — желчного пузыря, желудка, толстой кишки, тонкой кишки, трех обогревателей, мочевого пузыря, тем самым соединив их с помощью каналов для прохождения и циркуляции. В этом упражнении растягиваются и колеблются различные части стоп, ног, ягодицы, поясницы, живота, груди, шеи, лица, головы, рук, кистей, что позволяет привести в движение истинную ци, атакующую болезненные очаги, сделать проходимыми каналы <китайская медицина считает: "ци - командир крови, кровь - мать ци"; "ци идет - кровь идет, ци застоялась - у крови застой"; "болезнь - из-за непрохождения, прохождение - отсутствие болезней"; "ци и кровь согласованно ходят, раз прохождение не имеет преград, можно отрегулировать инь и ян, достичь цели - изгнания болезней и укрепления тела">. Упражнения «Наблюдение неба» и «обнимание шара» относятся к напряжению, а «соединение крыльев» и «переворачивание ладоней» — к расслаблению. Такое напряжение — расслабление позволяет пробить каналы, способствовать более активной циркуляции ци и крови. Поскольку 5 плотных и 6 полых органов получают подпитку, жизненная активность человека также укрепляется.
«Собирание ци и введение в грудь» представляет собой собирание в тело той ци, которая находится на тренировочной площадке.
«Заглубление в землю и прохождение в небо» позволяют соединить точку «сто встреч» с точками «дворец труда» поднятых кистей, а копчика — с теми же точками опущенных кистей. Поднятые кисти воспринимают небесный ян, который проходит через точку «сто встреч» непосредственно в позвоночник и далее вниз до копчика. Опущенные кисти упираются в землю, ци копчика проходит через точки «дворец труда» опущенных кистей, непосредственно соединяется с инь земли. Соединение с Небом безгранично далеко и упирание в Землю безгранично глубоко позволяют соединить друг с другом Небо, Землю и Человека (Небо и Земля связываются — я (человек) среди них; инь и ян связываются — я внутри них; верх и вниз соединяются — я в промежутке, так что Небо — Земля — Человек образуют единое тело). Тогда истинная ци быстро промывает 5 плотных и 6 полых органов, начинает ходить по каналам туда-сюда; таким образом структуры и органы тела получают достаточную подпитку, в результате происходит оздоровление тела и продлевается жизнь.
«Заглубление в землю и прохождение в небо» еще называют «стоять на земле макушкой в небо». Если серьезно заниматься, то сознание, мышление, действия, психика улучшаются, в результате помыслы станут обширными, возможности — широкими.