Около двадцати пяти лет назад Джорж Мимер подвел итоги обширной области исследований о восприятии человека и животных в своей классической работе «Магическое число 7-2»
Человек способен сознательно держать в поле своего внимания около семи «кусков» информации одновременно. За пределами этого числа он испытывает перегрузку и делает ошибки. Если я назову вам последовательность из семи чисел, вы вероятно, сможете безошибочно удержать ее в памяти. Но если я предложу последовательность из девяти чисел, вам будет гораздо труднее ее запомнить, и вы начнете ошибаться. Каждое число — это «кусок» информации, Но если вы — или я — разобьем эти девять цифр на три группы, по три числа в каждой, то вам легче будет запомнить все девять чисел. Группируя информацию в большие куски, можно удержать в области сознательного внимания те 7-2 кусков. Вы можете сознательно держать в поле внимания, семь листьев, семь веток, семь сучьев, семь деревьев или семь лесов. Как много вы делите информацию.
Как бы вы ни выбирали размеры кусков, если вы сознательно удерживаете 7-2 кусков информации, то все остальное не подвергается сознательной обработке. Все, выходящее за пределы 7-2 кусков информации становится перегрузкой, обрабатывается бессознательно.
Приведу пример ситуации, возникшей на другом семинаре. Я спросил, владеет ли кто-нибудь способом легко запоминать имена. Это умела одна женщина по имени Карла, и я попросил ее подойти. В зале, среди аудитории сидела Энн Тичворд, и я сказал Карле: «Знаете ли вы эту женщину?» — показав на Энн «Нет» — ответила Карла. Когда Карлу с кем-нибудь знакомили, у нее расширялись зрачки, и она внутренне отпечатывала имя этого человека у него на лбу. Каждый раз, когда она видела его снова, у нее немного расширялись зрачки и она видела у человека на лбу его имя. Поскольку я знал, как она это делает, я знал, в каком месте последовательности ее переживаний она не сможет сознательно представить какой-либо добавочный сигнал, это произойдет, когда ее внимание будет направлено внутрь, и когда все 7-2 кусков информации, доступные ее вниманию, будут заняты изображением имени человека у него на лбу.
Я сказал Карле: «Посмотрите на эту женщину. Ее зовут Энн…» Здесь я остановился, увидел, что у нее расширились зрачки, а затем прибавил: «Тичворд», она услышала Энн и зрительно записала это имя у Энн на лбу. Затем я спросил у нее: «Как зовут эту женщину?» Ее зрачки снова расширились, и она сказала: «Энн». Я спросил: «Знаете ли вы ее фамилию?» «Нет — ответила она,- вы ее мне не называли». Когда ваше ощущение времени и ваш сенсорный опыт достаточно изощрены, вы знаете, когда внимание человека направлено внутрь, и вы можете ввести в него все, что вам угодно. Когда человек направил внимание внутрь, он отреагирует на ваши указания так, как вы этого хотите, поскольку вы обходите его сознание, он не в состоянии выбирать эти ощущения или защищаться от них.
Дальше я сказал: «Ее зовут Энн Тичворд», и Карла ответила: «Да, да! Теперь я вспомнила». Это была изящная демонстрация того факта, что это имя, недоступное ее сознанию, поскольку оно не прошло через свойственный ей процесс запоминания имен, все же присутствовало в ее сознании. Она узнала фамилию Энн, услышав ее, так что эта фамилия была бессознательно обработана и заложена в память.
Всякий раз, когда сознательная обработка перегружается, вы можете передать информацию прямо в подсознание, и человек будет реагировать на эту информацию. Простейший способ перегрузить внимание человека — это заставить его сосредоточиться на сложном внутреннем переживании.
Я применяю технику перегрузки примерно в половине случаев когда официально навожу транс. Сейчас я это покажу. «Билл, подойдите, пожалуйста, сюда, и встаньте вот здесь.
Хорошо. Теперь закройте пожалуйста глаза. Теперь я попрошу вас вслух отсчитывать числа, начиная с двухсот, выбирая каждое третье. И когда вы это делаете, я опускаю руки вам на плечи и поворачиваю вас кругом, один раз за другим. В любой момент вы можете почувствовать, что вам удобнее просто погрузиться в глубокий, приятный транс: тогда вы это сделаете, вполне понимая, что находитесь во вполне надежных руках».
Когда я это делаю, я создаю перегрузку, заняв все его системы представлений. Он использует зрительную систему, помогая себе перебирать числа в обратном порядке. Слуховая система занята у него тем, что он говорит себе эти числа. Наконец, я кинестетически дезориентирую его вращением Теперь он перегружен разными вещами, требующими его внимания, а я могу себя от этого избавить.
Я мог бы, точно также, сказать: «Теперь медленно поворачивайтесь вокруг своей оси». Но, когда я поворачиваю его руками за плечи, я получаю в изобилии осязательную обратную связь об изменении его состояния и о том, в какое состояние он переходит. Кроме того я доставляю ему еще один предмет кинестетического внимания: ощущение моих рук у него на плечах.
Чтобы убедиться, что перегрузка действует, надо проверить, все ли системы заняты. Когда он занят зрительным представлением и произнесением чисел, и в то же время дезориентирован кинестетически, я могу сформулировать указания, и эти указания пройдут прямо мимо его сознания в подсознание. Если что-нибудь из сказанного мною отвлечет его от выполнения своей задачи, я сразу же об этом узнаю, потому что он считает вслух. Если он перестанет считать, я узнаю одно из двух: либо он погрузился в глубокий транс, либо избавился от дезориентации и слушает сознательно указания, которые я пытаюсь ввести в его подсознание. Тогда я настаиваю, чтобы он продолжал считать, или, если он уже в глубоком трансе, перестаю дурачиться и перехожу к делу.
Кстати, это весьма традиционное наведение транса. Много лет назад я прочел в книге об этом специальном методе, и без всякого опыта стал его попросту применять, точно следуя указаниям, и, конечно, не понимая смысла того, что я делал. Лишь через несколько лет я понял, на чем этот метод основан, и тогда смог его обобщить, применяя различные способы перегрузки. На этом семинаре мы обучаем вас точно таким же путем, поскольку мы стремимся передать вам большую часть сообщений на уровне подсознания.
Дезориентируя человека, вы можете использовать любую сложную задачу, чтобы занять и отвлечь его (внимание) сознание. Затем вы делаете вполне прямое, непосредственное и легко исполнимое внушение, например: «Если в какой-то момент вам покажется, что проще погрузиться в глубокий транс, тогда сделайте это с удовольствием, отдавая себе отчет, что вы находитесь в полной безопасности…».
Вот еще один вариант: Я беру Джека за руку и хочу его перегрузить. Я говорю ему: «Все, что от вас требуется, это сидеть с полным удобством на этом стуле. Сейчас я буду касаться по очереди всех ваших пальцев, называя их один за другим. Ваше дело всего лишь проверять правильно ли я называю пальцы, или нет».
Затем я начинаю касаться пальцев и называть их: «Указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец, большой палец. Средний палец, указательный палец, безымянный палец, большой палец». (Гипнотизер касается мизинца).
Каждый раз, когда я ошибаюсь, партнер делает тоже, что он сделал сейчас: у него расширяются зрачки и задерживается дыхание. Ему требуется некоторое время для вычисления, чтобы решить, что я «ошибся», ему потребуется больше времени, чем в тех случаях, когда я не «ошибаюсь».
Продолжая этот процесс, я буду совершать все больше таких «ошибок». Скоро партнер будет перегружен сложностью своей задачи, и, защищаясь, начнет переходить в глубокий транс. В этот момент я скажу «Когда я коснусь сейчас вашего безымянного пальца,- причем я коснусь другого пальца,- вы почувствуете себя более расслабленно». Затем, продолжая перегружать, я начну вводить дополнительные указания о нужных мне конкретных наблюдаемых реакциях, свидетельствующих о переходе в транс.
Я посылаю человеку одновременно сигналы по всем трем каналам и требую, чтобы он проверял, соответствует ли слуховой сигнал зрительному или кинестетическому. Скоро он сдастся и скажет, по существу, следующее: «Хорошо, скажите мне, что я должен по существу, делать?»
Вместо того, чтобы перегружать все системы представления, вы можете дать человеку столь сложное задание для одной или двух систем, чтобы оно заняло все 7-2 куска его сознательного внимания. Например, попросите его считать, начиная с тысячи, в обратном порядке, через одну треть, представляя себе каждую дробь с одним цветом для числителя, другим для черты, и третьим для знаменателя, причем так, чтобы каждая следующая дробь имела три других цвета. Затем вы можете прибавить указания такого рода: «С каждым числом вы погружаетесь все глубже». Все это способы манипулировать человеком, перегружая его входные каналы, и тем самым ослаблять его способность понимать то, что вы делаете.
Женщина: Является ли примером перегрузки двойное наведение, описанное в вашей книге «Шаблоны», в томе II?
Да — двойное наведение — это частный случай того, что я сейчас сделал. В этом случае для перегрузки партнера используются два человека. Это действует очень быстро. Вы получаете перегрузку, причем быстро, и получаете очень сильную реакцию. Мы впервые применили двойное наведение случайно, во время семинарских занятий, и заметили, насколько сильной была реакция. Тогда мы начали применять этот метод в частной практике, чтобы выяснить, как его можно использовать.
Примерно через шесть месяцев вышла книга Карлоса Кастанеды «Путешествие в Икстлан». В конце этой книги есть очень живое описание двойного наведения. Дон Хуан говорит в одно ухо, а Дон Хенаро одновременно в другое. Описания людей, с которыми мы раньше делали двойное наведение, превосходно совпали с описаниями Карлоса,- ощущение расколотого посередине тела и т. д.
Из описания в книге можно понять, что Карлос представляет собой то, что мы называем «производным кино». Он применяет образы и слова, обращая внимание главным образом на ощущения, которые из них проистекают. У такого человека двойной слуховой канал на самом деле вызывает ощущение кинестетического расщепления. Каждое сообщение обрабатывается противоположным полушарием, и производные ощущения испытываются в той же половине тела, куда поступает слуховой сигнал. Различие слуховых сигналов, поступающих в два уха, различным образом представляются в двух половинах тела, различие между такими кинестетическими представлениями наиболее отчетливо выражено вдоль средней линии тела, что и приводит к переживанию расщепления или разделения.
Разрыв шаблонов, рычажное наведение и перегрузка имеют между собой то общее, что все они позволяют вбить свой клин в начатый процесс переживания. Вы применяете эти методы, чтобы сломить состояние сознания, с которым человек к вам приходит, и заменить его более пластичным состоянием. Как только вы построили перегрузку, разрыв шаблонов или ситуацию рычага, вы просто начинаете действовать более повелительно, связывая эту ситуацию с тем, что вы хотите вызвать. «И когда все это происходит или продолжается, ваши глаза слипаются и начинают закрываться, и у вас возникает состояние глубокой расслабленности». Вы продолжаете развивать транс, а затем начинаете использовать состояние транса, как условие для изменений, которые вы хотите провести.