Разбейтесь на группы по 3 человек — Клиент и два Гипнотизера. Клиент садится и закрывает глаза, а Гипнотизеры в произвольном порядке нажимают ему на плечи, называя свои имена. То есть все почти так же, как в «Аудиальной Калибровке», только вы не хлопаете в ладоши, а нажимаете на плечи.
Кинестетическая калибровка
Разбейтесь на группы по 3 человек — Клиент и два Гипнотизера. Клиент садится и закрывает глаза, а Гипнотизеры в произвольном порядке нажимают ему на плечи, называя свои имена. То есть все почти так же, как в «Аудиальной Калибровке», только вы не хлопаете в ладоши, а нажимаете на плечи.
- Вжик. Саша.
- Плюм. Вася.
- Вжик. Саша.
- Плюм. Вася.
- Плюм. Вася.
- Вжик. Саша.
- Вжик. Саша.
- Плюм. Вася.
Когда Клиент решит, что он уже может различать, кто нажал, он подает сигнал и Гипнотизеры начинают нажимать уже не называя имен. После того, как Клиент угадывает 5 раз подряд вы меняетесь ролями.
Когда вы будете Гипнотизерами старайтесь двигаться чрезвычайно тихо либо одновременно, чтобы Клиент не мог калибровать по звуку.
Обсуждение
Давайте попробуем выяснить, какова ваша стратегия Кинестетической Калибровки. Как вы узнаете, кто в данный момент нажал вам на плечо? Это не касается того, что вы между собой сравниваете: силу нажатия, скорость, дрожание и пр. Вопрос в том, как вы делаете вывод и определяете, что это Саша, а это Петя.
Возможно, кто-то слышит голос, который говорит ему имя; кто-то видит образ ладони, и в зависимости от цвета или яркости может определить, кто сейчас нажимал. А может для кого-то нажатие одного человека более «теплое», а другого — более «холодное». Попробуйте обратиться внутрь себя и найдите ответ на этот вопрос.
Погружение
Один представитель сексуальных меньшинств спрашивает другого:
- Как ты думаешь, двое мужчин могут быть просто друзьями?
- Могут. Но я думаю что природа со временем возьмет свое!
На втором занятии вам была предложена схема общения, когда вы сначала определяете «области пересечения» ваших карт, а затем ведете разговор на основе этой информации. Сегодня мы попробуем эту схему немного конкретизировать и расширить. Я надеюсь, что вы поняли, что все вышесказанное относится к подстройке, но если мы раньше говорили о невербальных способах делать это, то сегодня мы займемся словесными.
Как вы понимаете, язык гипноза несколько отличается от нашего обыденного языка. Но мне бы хотелось, чтобы вы сами нашли эти отличия, потому что знания, полученные на основе личного опыта, усваиваются гораздо лучше, а получать их гораздо интересней.
Итак, небольшое упражнение.
В данном контексте можно представить погружение в транс как достаточно яркое проявление роста подсознательного доверия: все то, что помогает погрузиться в транс, помогает и усилению доверия.
Как вы понимаете, данную фразу не надо понимать буквально.
Вы разбиваетесь на тройки. Один из вас, назовем его Клиент, выбирает что-нибудь, подходящее под следующее описание: ситуация, в которую вы вовлечены с ограниченным центром внимания. Для кого-то это чтение книги, для другого -вождение автомобиля или бег на лыжах. У каждого свое.
Клиент сообщает остальным членам микрогруппы (Гипнотизерам), что это за ситуация. В одном — двух словах: «чтение книги», «бег трусцой» и т. д. После этого он закрывает глаза и полностью погружается в свое переживание. А Гипнотизеры стараются описать, что, по их мнению, должно было бы быть в его опыте.
Должно было бы быть — это означает, что если кто-то бегает трусцой, а вы говорите ему, что жаркое солнце освещает его тело, то это не обязательно должно было бы быть. Он может бегать в сумерках или в пасмурную погоду. Но при этом что-то чувствовать он все таки должен. Поэтому, старайтесь говорить достаточно неопределенно.
Гипнотизеры будут произносить по 2-3 предложения друг за другом. Будьте чрезвычайно внимательны и следите за реакцией Клиента на ваши слова. Какие ваши действия помогают ему погрузиться глубже, а какие мешают?
Помните о том, что вам надо меняться ролями. На каждого у вас по 5 минут. Вперед.
Обсуждение
Во время обсуждения мы обычно делимся нашими впечатлениями от упражнения, и я отвечаю на вопросы, если они возникают. Цель обсуждения — проговорить и осознать результаты процесса и поделиться опытом.
В общий круг. К чему вы пришли во время обсуждения данного упражнения? Что, по вашему мнению, помогает человеку погрузиться, а что его выбивает? Ваши мнения?
Помогает углублению состояния | Вредит |
1. Подстройка по дыханию, позе. | 1. Отстройка. |
2. Подстройка по голосу. | 2. Не попадание во Врата Сортировки. |
3. Подстройка по Вратам Сортировки. | 3. Сбивчивость в речи. |
4. Речь на выдохе Клиента. | 4. Конкретизация, не соответствующая карте Клиента. |
5. Замедление темпа. | |
6. Речь о возможностях. | |
7. Обобщения. |
Вы сейчас назвали большинство вещей, которые помогают подстроиться к карте другого человека и погрузить его в транс. А те моменты, когда его выбивает из этого состояния, обычно как раз и говорят об отстройке, о несоответствии. Даже в обычном состоянии, если вы это сделаете, ваш собеседник вдруг резко начнет с вами спорить и что-то доказывать — обычная реакция на несоответствие. Если вы хотите проверить, попробуйте это сделать где-нибудь на работе или дома во время беседы и последите за реакцией другого человека. Чем хорош транс — он помогает сделать все более заметно. В первую очередь транс — это усилитель реакций! И именно для этого его лучше в первую очередь и использовать.
К тому же наступление транса — это хороший признак высокого уровня бессознательного доверия. Человек способен перейти в транс только когда чувствует себя в достаточной безопасности
Словесная подстройка
В одном фильме я слышал совершенно замечательную фразу:
Спокойное море не сделает матроса моряком.
Вот для того, что бы вы могли из матросов стать моряками я и предлагаю вам это упражнение. Оно поможет вам оказаться в критической ситуации, а значит учиться намного эффективней.
Упражнение направлено на то, чтобы вы научились максимально соответствовать «карте» другого человека. Очень часто то, что кажется нам очевидным, для других таковым не является. Поэтому давайте тренироваться.
Разбейтесь на группы по 5-6 человек. Один из вас водит. Задача всех остальных — попробовать сказать 5 утверждений, которые являются для человека истиной. Задача ведущего — говорить «да» лишь в том случае, если у него не будет ни малейших возражений. Еще раз повторяю, ни малейших.
Вы можете сказать: «Ты сидишь на стуле».
А Водящий может ответить: «Нет. Это не стул. Это кресло».
Задача для Водящих состоит в том, что он должен быть достаточно честным, и говорить «нет» только в том случае, если в его опыте действительно встречается противоречие. Если то, на чем вы сидите, является для вас только стулом, то вы не имеете право сказать «нет» и обязаны сказать «да».
Если Водящий отвечает «нет», он должен объяснить, почему «нет», что конкретно противоречит его опыту.
Начинает человек, сидящий от Водящего слева. Если на какой-то его вопрос Водящий отвечает «нет», то ход переходит к следующему по порядку члену микрогруппы. И так по кругу, до тех пор пока кто-нибудь не скажет 5 утверждений, не противоречащих «карте» Водящего. Он после этого и водит. Все понятно? У вас 15 минут.
Желательно чтобы Водящий объяснял, почему он сказал «нет». То есть не просто отделывался фразой что «это не свитер», а пояснил, что же это для него: джемпер, водолазка или пуловер.
Выводы
А теперь как всегда попробуйте сделать выводы по поводу этого упражнения. Вы получили определенный опыт, а теперь сделайте «карту». Мне бы хотелось, чтобы это стало для вас правилом: если вы получили новый опыт, вы можете извлечь из него что-то полезное для себя.
Умный человек — тот, кто учится.
А на своих ошибках или чужих — это не важно.
Обсуждение
В общий круг. Какая микрогруппа к каким выводам пришла, и кто что еще может сказать по поводу этого упражнения?
Желательно записывать то, что говорят на доске или листе бумаге.
Выводы
1. Помогает соответствовать карте (получать ответ «да» от Водящего):
2. Речь о том, что вы видите: «Ты одет в брюки темного цвета?»
3. Четкая конкретизация контекста: «В данный момент в этой комнате ты сидишь на стуле?»
4. Речь о возможностях: «Ты можешь встать с этого стула?»
5. Подстройка по позе, дыханию, голосу, Вратам Сортировки…
6. Если на предыдущие вопросы получен ответ «да» то на последующие их получить более просто, особенно на 4 и 5.
Можно сказать, что упражнение «Погружение» дает опыт того, КАК говорить, а упражнение «Да-да-да» — О ЧЕМ.
Если задают вопросы по поводу того, что если в «Погружении» помогало обобщение, а в «Да-да-да» — конкретизация, обратите внимание на то, что это была конкретизация проверяемых фактов — того, что-либо прямо сейчас присутствует в опыте человека, либо наверняка там должно быть.
Естественные переходы
Сейчас мы продолжим заниматься языком гипноза. И сделаем это так. Я вам буду давать кусочки, которые мы будем отрабатывать, после чего из этих кусочков мы начнем собирать нечто более крупное, чем вы уже сможете пользоваться, не задумываясь.
Сначала мы поговорим об одной достаточно забавной и прекрасно работающей вещи. Это так называемые естественные переходы. Их проще показать, чем объяснить что это такое. Итак, чем отличаются такие высказывания:
- Вы находитесь в этой комнате. Вы сидите на стульях. Вы слушаете меня.
И второе:
- В связи с тем, что вы находитесь в этой комнате, вы можете сидеть на стульях и слушать меня.
Первые три утверждения не связаны между собой. Это перечисление фактов. Во втором случае между этими тремя утверждениями при помощи языка появляется осмысленная взаимосвязь. Её может и нет в действительности, но фраза построена так, что будто бы эти три вещи между собой связаны. И это работает! Фраза становится более гладкой и воспринимается намного лучше. Это и есть естественные переходы или связки.
Список связок
Разбейтесь, пожалуйста, на микрогруппы по 4-5 человек. Вам дается 15 минут на то, чтобы составить список того, какими способами можно строить естественные переходы. И мне бы хотелось, чтобы вы не только сделали список, но и попытались его упорядочить, организовать любым способом.
Обсуждение
Прекрасно, садимся в общий круг. У кого что получилось?
Ответы желательно записывать.
Вариант упорядочения по «степени» связывания:
1. связующая интонация;
2. порядок слов;
3. но, и, а, у, возле…;
4. возможно; может быть; хотелось бы; кажется, что…
5. в связи с этим; потому что; из-за этого; из этого следует; в то время, как…
6. это означает; обязательно; обязывает; заставляет; как только; сразу после того, как; требует; вследствие этого; направляет…
А вот еще один вариант — организация по Вратам Сортировки:
1. Время: тогда, когда; в то время, когда; как только, когда;
2. Место: там, где; в том месте, где; в месте, где;
3. Ценности: важно то, что; чем важнее, тем; это означает;
4. Процесс: в процессе того; после того, как; вслед за тем…
5. Люди: тот, кто; затем, кто;
6. Вещи: то, что; те вещи, которые;
Тренировка
Вы сейчас разбиваетесь на новые микрогруппы по 5-6 человек, старательно при этом перемешиваясь, чтобы не оказаться со старыми знакомыми. И играете в такую игру.
Первый в группе называет два существительных. Любых. Его сосед справа (Второй) составляет предложение, в котором по отношению к каждому существительному делает по утверждению и эти утверждения связывает между собой. Например:
- Стул и кошка.
- Как только появляется стул, тут же в комнату входит кошка.
После чего Второй берет последнее слово, сказанное Первым, и добавляет еще одно свое. А его сосед справа (Третий) связывает эти слова между собой, но так, чтобы за один круг способы связывания не повторялись. То есть были все разные.
- Кошка, пчела.
- Кошка посмотрела на стену, и я увидела пчелу.
И так дальше по кругу.
- Пчела и тарелка.
- Тарелку поставили на стол сразу после того, как в комнату влетела пчела.
На втором круге слов будет уже не два, а три.
- Иголка, вода, газета.
- То, что я сел на иголку, в результате чего вылил воду из стакана, означает, что газету не надо читать стоя.
- Вода, газета, телевизор.
- Сразу после того, как начинает капать вода, необходимо включить телевизор или почитать газету.
- Газета, телевизор, простыня…
На следующем круге слов становится четыре, потом пять и так далее. Сколько сможете. Не забывайте, что за один круг связки повторяться не должны. Если кто-то сказал «и», то другой повторять его не имеет права. Но «и» возможно использовать в других связывающих конструкциях: «и сразу после этого». И конструкции типа «сразу после того, как» и «в тот момент, как» считаются различными. У вас четверть часа.
Иногда во время игры стоит напомнить, что утверждение должно быть сделано к каждому слову — нельзя объединять несколько слов в одном утверждении:
- Кошка, стул, суп.
- Кошка залезла на стул после того, как съела суп.
Так нельзя! «Кошка» и «стул» в одном утверждении. Вот правильный вариант:
- Кошке необходимо залезть на стул для того, чтобы съесть суп.
Объясняя по другому, можно сказать, что связок должно быть на 1 меньше чем слов: если 4 слова, то 3 связки.
Обсуждение
Обобщение пройденного
Разбейтесь в микрогруппы по 5-6 человек. И я вас попрошу проделать то же самое, что и в «Да-да-да», но учитывая следующее. Вы говорите так, чтобы полностью соответствовать карте человека, но при этом вы делаете естественные переходы между фразами.
- Ты сидишь на стуле, и это означает, что ты можешь почувствовать свою правую ногу. И сразу после того, как ты это сделаешь, ты начинаешь вспоминать какое-нибудь событие из детства…
Общее число утверждений, как и раньше, 5 штук. Как только человек смог сделать пять утверждений без возражений со стороны Водящего (Первого), Водящим становится он сам.
Медитация
У вас несколько минут на то, чтобы вспомнить, что вы узнали за сегодняшнее занятие. И подумать о том, как вы можете применить полученные знания. И как это может изменить вашу жизнь.