Клятвой Гиппократа в обиходе называется клятва даваемая врачами, готовыми приступить к медицинской практике. Пожалуй, стоит огорчить многих наших читателей, к Гиппократу эта клятва не имеет никакого отношения.
Современность
Давайте посмотрим, что за клятву дают врачи в нашей стране, получая диплом. Вот её официальный текст:
Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту; доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.
История
А теперь давайте посмотрим, как же звучала оригинальная клятва Гиппократа, впервые записанная в III веке нашей эры. Вот её текст:
Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этом.
Согласитесь, документ рисует перед нами совершенно другой образ врача. Это вовсе не врач бессеребренник готовый на все ради больного. Это даже не клятва перед пациентами и другими врачами, скорее это корпоративный договор.
Обратите внимание, что большую часть текста занимают вовсе не обязательства врача перед пациентом или их взаимоотношения. Более половины документа оговаривают, внутрицеховые отношения врачей прошлого. Оговариваются мельчайшие подробности деятельности врача и направлено это, прежде всего, не на пользу больного, а на не нанесение ущерба профессиональному сообществу.
Пожалуй, лишь фраза, — В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, является единственным лучиком гуманизма в этом царстве корпоративной этики, жесткой практичности и лицемерного стяжательства.
А был ли Гиппократ
Как было сказано выше, клятва Гиппократа, была составлена в известном нам виде в III веке до нашей эры. А великий древнегреческий медик Гиппократ скончался в 377 году до нашей эры, когда подобной клятвы не было в природе.
Конечно, существуют данные, что Гиппократ написал первый текст некой клятвы врачей, но то, что мы называем клятвой Гиппократа, в действительности лишь компиляция различных документов, неоднократно редактировавшихся и дополнявшихся в древности.
Кроме прочего, с распространением христианства, упоминавшиеся в тексте греческие боги, были заменены на Иисуса Христа.
Как видим сам Гиппократ, имеет к известному нам тексту клятвы очень отдаленное отношение, а к клятве современных врачей не имеет отношения вовсе.
И хотя такая клятва выглядела прогрессивной в далеком прошлом, многие ее положения кажутся достаточно дикими нам, современным людям. Так стоит ли, называть этим именем, клятву врачей, дающуюся ими в наши дни? Думаю, что нет.
Наверное, не так уж плохо, что сегодня врачи не дают настоящую клятву Гиппократа. Вчитайтесь еще раз в ее текст. Вы бы хотели, что бы вас лечил медик, руководствующийся в первую очередь интересами медицинского сообщества, во вторую очередь своими личными интересами, и лишь в последнюю очередь интересами пациента?
Автор: Мартынович Андрей