Медицинское образование в Аюрведе

В современном мире традиционная Аюрведическая медицина может сыграть важную роль в понимании образования в целом и медицинского образования в частности. В данной статье мы опишем предъявляемые к подготовке врача требования, с точки зрения Аюрведического знания. При этом акцент делается на критериях, которые предъявляются к кандидату на обучение. Так же большое внимание уделяется требованиям и к преподавателю.

Каким должно быть медицинское образование? Какую миссию оно несет? Какую роль играет в здоровье населения? Эти и другие вопросы, касаемые этой темы, обсуждаются сегодня во всем мире. На самом деле цель медицинского образования — это раскрытие творческого потенциала и возможностей самореализации личности врача на благо всего общества. Медицинское образование, безусловно, нуждается в постоянной модернизации и для этого существуют все возможности.

Одним из важных направлений современного высшего образования является медико-биологическое образование педагогов. Это связано с возрастающей ролью учителя в сохранении и укреплении здоровья учащихся, за последние десятилетия прогрессивно ухудшающегося. Изучение педагогического наследия разных традиций позволяет получить то лучшее, что было сохранено веками и является эффективным для применения в наши дни.

На протяжении всей истории Аюрведическая медицина оказывала и оказывает значительное влияние на развитие медицины в различных регионах земного шара. В последнее время общество стало заметно больше проявлять интерес к традиционной и, в том числе, к Аюрведической медицине. Сегодня мы получили возможность обратиться к этим древним медицинским знаниям, которые в силе повлиять не только на решение проблем медицины, но и современного общества в целом.

Важность обретения знания — это цель образования, что многократно подчёркивается в письменных источниках Древней Индии. Мудрец Чанакья (IV-III в. до н. э.) говорит: «Настоящее знание подобно корове желаний, оно приносит плоды круглый год. Как мать оно питает в странствии по жизни. Поэтому образование — скрытое сокровище». В Артхашастре говорится: «Во все времена почитались образованные, умные, мужественные, благородные и добродетельные мужи». О получении знания говорит и «Чарака-самхита», один из главных Аюрведических текстов (I-II в. н. э.): «Все несчастья человечества коренятся в невежестве, а всё развитие и счастье — в незамутнённом знании».

Поэтому качества учителя и ученика, необходимые для образовательного процесса, так подробно изложены в классических Аюрведических трактатах. Великий врач Сушрута описывает в своём труде «Сушрута-самхита» (IV в. н. э.) качества молодого человека, выбравшего своей специальностью лечить людей. Он пишет, что «для посвящения в медицинское знание должен выбираться человек, рождённый в одном из трёх высших сословий, подходящий по возрасту, родившийся в хорошей семье, имеющий склонность к учению, сильный, энергичный, удовлетворённый, разумный, контролирующий себя, обладающий хорошей памятью, интеллектом, храбростью, чистым умом и телом, обладающий ясным пониманием предмета и разумением в выбранной профессии». Все эти качества способствуют обретению знаний. В более современных текстах также встречаются подобные описания.

Подготовка

Процесс подготовки квалифицированного врача начинался с самоанализа. Претендент должен был учесть все достоинства и сложности будущей профессии, и если находил себя пригодным, то первым делом выбирал текст, который будет изучать. Чарака говорит: «В обществе существуют различные медицинские трактаты, среди них ученик должен выбрать наиболее прославленный, используемый выдающимися и мудрыми людьми, в котором заключено много смысла, уважаемый научными авторитетами, доступный разуму и подходящий для всех типов учеников, свободный от лишних повторений. Он должен иметь хорошо составленное введение, обсуждение и заключение, иметь твёрдую научную основу, быть свободным от низких или трудных для восприятия слов, быть легко воспринимаемым и снабжён иллюстрирующими примерами. Такой трактат подобен ярко сияющему солнцу, он освещает весь предмет изложения, разгоняя тьму невежества». Так описывается идеальный трактат-учебник по Аюрведической медицине.

Изучение Аюрведы происходит по ведическому методу: заучив текст наизусть, ученик прорабатывает комментарий к нему, после чего осваивает дополнительные толкования и практические рекомендации своего наставника. Ведическая система обучения хорошо подходит для изучения Аюрведической медицины, поскольку содержание медицинской науки огромно, а возможности человеческого ума не беспредельны: даже в момент острой нужды мы способны воспроизвести в памяти лишь ограниченный объем информации. Осматривая пациента и ставя диагноз, Аюрведический врач повторяет про себя тексты, относящиеся к данному заболеванию и методам его лечения, и в его памяти всплывает все, что было связано с ними в процессе обучения, открывая ему доступ ко всем уместным в данном случае сведениям. Это эффективный метод индексирования информации.

Выбор мастера

Итак, выбрав трактат, ученик приступал к поискам квалифицированного мастера, который мог бы научить его понимать смысл этого текста. В «Чарака-самхите» перечисляются требования к преподавателю медицины: врач имеет глубокое знание предмета, убеждённость в его истинности без каких-либо сомнений. Он обладает не только теоретическим, но и практическим знанием медицины, приобретённым на собственном опыте, позволяющим оценивать пользу или вред разных методов лечения. Умеет применять различные практические методы лечения и очищения организма. Имеет такие качества как доброта, дружественное отношение ко всем. Доводит до совершенства навыки работы своими руками и обладает знанием работы с медицинским инструментарием при операциях на брюшной полости, глазах и т. д. Имеет все органы чувств, которые не являются поврежденными. Действует обдуманно, не причиняя вреда другим. Знает конституциональную природу людей, как излечить больных и сохранить здоровье здоровых на основании этого знания. Не будет лечить людей, не узнав прежде их склонности и привычки в образе жизни (питании, режиме дня и т. д.), свободен от тщеславия, зависти, гнева, очень терпелив, по-отечески относится к ученикам, способен дать правильное понимание. Говорится, что учитель, обладающий такими качествами, передаёт своё знание ученику в короткий срок.

Как только ученик утверждался в выборе учителя, преподаватель должен быть устроить ему экзамен. В течение шести месяцев испытательного срока учитель выявлял сильные и слабые стороны ученика и должен был убедиться в том, что он обладает всеми необходимыми качествами. Если учитель находил ученика достойным, то ученик проходил посвящение, давая обет на всю жизнь. Он известен как «клятва Чараки».

Таким образом, с самого начала отношения «учитель-ученик» строились на основе взаимности. Прежде чем довериться друг другу, учитель и ученик устраивали друг другу испытания. Когда же начиналась учеба, они учились друг у друга: с каждым новым учеником учитель все глубже постигал науку о людях и человеческой природе. Связь между учителем и учеником в древности была значительно теснее, чем в наши дни, когда обучение превратилось в предмет коммерции.

В согласии с традицией, обучение было бесплатным, однако по истечении многолетней учебы ученик должен был принести учителю подношение — «дакшина «, любой дар, который бы учитель ни попросил за переданные знания.

Глубокие эмоциональные взаимоотношения, связывавшие учителя и ученика, облегчали передачу знания и в то же время не позволяли ученику растрачивать свое время на бессмысленные занятия. Дисциплина подавала ученику пример любящей твердости, с которой врач должен относиться к своим пациентам.

Процесс обучения проходил следующим образом. Ученик читал вслух текст и комментарий к нему, а преподаватель разъяснял затруднительные моменты и передавал секреты мастерства. Время от времени ученики собирались вместе с учителем и задавали вопросы. Учитель, отвечая на них, приводил различные точки зрения, которых в прошлом придерживались авторитеты в этой области, а в завершение разъяснял ту точку зрения, которую сам считал наиболее близкой к истине. Практиковались также своего рода семинары, на которых эксперты обсуждали какие-либо частные проблемы. Иногда между сторонниками разных подходов организовывались дебаты. Дебаты считались полезными для воспитания пытливых умов, готовых восстать против догмы, не находящей обоснования в фактах: научная медицинская система может быть построена только на логически обоснованных выводах.

А шарлатаны, по словам Чараки, ведут себя как животные, которые среди слабых иногда играют роль волка, но как только встречают настоящего волка, возвращаются в своё истинное положение. Подобно этому, глупец, жонглируя словами, устанавливает свой авторитет среди глупцов, но становятся разоблаченными перед лицом истинного авторитета. Чтобы разоблачить невежество шарлатанов, в дебатах допускалось рассмотрение и досужих вопросов, не влекущих за собой никакой практической пользы. Но как предостерегал своих собратьев — учёных великий врач Атрейя после одного из диспутов: «Истину трудно обрести, отстаивая мнения в дебатах. Те, кто выдвигает аргументы и контраргументы, считая каждый аргумент последней истиной, не сумеют прийти к какому-либо заключению, все время двигаясь по кругу, подобно человеку, сидящему на ободе масляного пресса. Отступившись от словесной битвы, обратите свой ум на внутреннюю суть».

Вместо того чтобы слепо следовать обычаям прошлого, врач должен мыслить самостоятельно, используя традицию как трамплин для прыжка в новые сферы исследования. Высшая ответственность, возложенная на врача, — здоровье его пациентов, и первейшей его обязанностью должно стать неутомимое стремление открывать для себя новые теоретические подходы и терапевтические приемы. Прибегая к Аюрведической метафоре «птица» медицина нуждается в двух крыльях: теории и практике. Понять принципы, лежащие в основе традиции, а затем достигнуть совершенства в практическом их применении — означает обрести два «крыла», овладеть двумя измерениями знания. Третье измерение — «хвост», который направляет движение «птицы» сквозь воздушные потоки, — это те отношения, которые ученик устанавливает со своим учителем и которые должны стать образцом его будущих отношений с пациентами. С течением времени и по мере того, как новоявленный «птенец» накапливает свой собственный опыт, эти три измерения знания развиваются, набирая зрелость, до тех пор, пока не обратятся в мастерство.

Таким образом, в Аюрведических медицинских источниках подробно описаны требования, предъявляемые к кандидату на звание врача и к преподавателю, обучающему медицинской науке. Также описан процесс обучения медицине. Эти знания не теряют своей актуальности и в наше время и могут быть востребованы не только для подготовки врача, но и в педагогической науке в целом.

Можно выделить такие особенности педагогического процесса, как акцент на личностных качествах, определяющих квалификацию не только учителя, но и ученика, необходимых для образовательного процесса. А также тесное взаимодействие учитель-ученик, лишённое коммерции и формальности, способствующее лучшему усвоению знания и развитию морально-этических воззрений врача, что является необходимым условием этой профессии. Изучение педагогического наследия традиционной Аюрведической медицины может также принести большую пользу в сфере медико-биологического образования учителей.

По материалам: Аюрведа.ру.ком

Рейтинг темы
Рейтинг статьи
Просмотров: 6383

Интересное по теме

Комментарии

Нажимая на кнопку «Добавить комментарий», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.