Регулирование дыхания — это регулирование выдохов и вдохов.
Выше уже говорилось, что дыхание в цигуне в основном можно разбить на 3 этапа (прямое дыхание, обращенное дыхание, зародышевое дыхание), 9 методов (ртом вдыхать — ртом выдыхать, носом вдыхать — носом выдыхать, носом вдыхать — ртом выдыхать, ртом вдыхать — носом выдыхать, отдельно вдыхать не выдыхая, отдельно выдыхать не вдыхая, не вдыхать — не выдыхать, выдыхать и вдыхать духовной полостью, выдыхать и вдыхать без преград — «капиллярные выдохи и вдохи»), но постигаются они естественно по мере непрерывного повышения мастерства, и тренирующийся не может произвольно выбирать. В данном методе используют естественное дыхание животом (которое совершенно идентично обычному дыханию, только на вдохе живот вздымается, а на выдохе подбирается). Когда тренированность достигнет определенного уровня, возникают другие способы дыхания. Заметив, что дыхание изменилось, позвольте ему быть естественным.
Регулировка тела
Основные требования к позам, характерные для внутренних школ — тайцзи-цюань, цигун и др. При «стоянии столбом» позу регулируют, проходя следующие этапы.
1. Подготовка. Стопы ставят на ширину плеч (пятки немного шире носков), колени слегка согнуты; плечи расслабить, руки опустить свободно, расслабленно-спокойная стоячая поза. Кончик языка касается верхнего неба, как бы улыбаются — но не улыбаются, взгляд в горизонтальной плоскости, сердце чистое, глаза ясные. Все тело сверху вниз последовательно расслабляют, ци погружают в нижнее поле пилюли и начинают сосредоточиваться.
Привлекают ци из поля пилюли к прохождению через точку «встреча инь» вверх по каналу управления до точки «большой позвонок», через плечи, руки, до точек «дворец труда» на кистях.
2. Двойной возврат ци. Кисти повернуть центрами ладоней вперед, пальцы расслабить и слегка согнуть. Принимают ци наподобие шара, принимают плечи за ось и плавно поднимают кисти вверх, вводя ци в «небесный глаз». Разводят руки, расправляют грудь, центры ладоней обращают вниз кончиками пальцев друг к другу, «снаружи ведут — внутри проходит» — вводят ци в нижнее поле пилюли
3. Обниминие шара. Поместив кисти на уровне пупка, делают ими толчок в стороны примерно до угла 45, затем переворачивают и подбирают внутрь, перед нижним полем пилюли собирают ци, обнимая шар 4. Подвешивание головы за макушку. Голову держат прямо. Мысленно представляют, что голова подвешена на нитке за точку «сто встреч» или как будто на голове лежит предмет. Таким образом, можно поддерживать вертикально верхнюю половину тела. Голова и шея тоже становятся устойчивыми и к тому же предупреждается возможность падения.
5. Свешивание позвоночника. На основе подвешивания головы за макушку добиваются прямого вертикального позвоночника, но не следует напряженно вытягиваться, пусть позвоночный столб уподобится по форме ожерелью с 9 изгибами, т. е. пусть каждый сустав будет расслабленно раскрыт. Сначала поднимают плечи, затем носом вдыхают, а ртом выдыхают. С выдохом позвоночный столб расслабляют и опускают вниз.
6. Вбирание груди. Грудь надо вбирать в треугольную зону между сосками и точкой тяньту («небесный выступ»). Для этого руки немного сводят внутрь, грудь чуть-чуть подбирают внутрь, но, не надавливая на внутренние органы — пусть ци легких (здесь, очевидно, имеется в виду воздух) мягко проходит, зона сердца расслаблена. После расслабления здесь можно также расслабить 5 плотных органов. Если плохо вбирают грудь, то в ней можно почувствовать как бы тоску. Вбирание груди и расширение груди — две противоположности, путем регулирования добиваются единства.
7. Расслабление плеч. Плечи надо расслабить, подмышки должны быть пустыми. Локти немного разводят и приподнимают вверх. Расслабленные плечи и пустые подмышки — пара противоположностей; расслабление плеч совсем не означает, что их нужно тянуть вниз, пустые подмышки — значит, в них есть некоторая полость; путем регулирования добиваются единства.
8. Свешивание локтей. Смысл в некотором свешивании вниз острия локтя. Свешивание и подвешивание локтя — пара противоположностей, верхнюю половину локтя свешивают, нижнюю подвешивают, и если это хорошо отрегулировать, то, двинув локтем, можно почувствовать силу ци.
9. Расслабление запястий. Когда расслабляют запястья, то кончики пальцев обеих рук направляют друг к другу. Расслабить запястья очень важно. Способ следующий. Сначала подумают о точке шэньмэнь — «ворота духа», чтобы эта точка расслабилась. Принимают запястья за ось и немного свешивают кисти, не двигая предплечьями. Так ци может мгновенно пройти в 10 пальцев.
10. Расправление пальцев. Пальцы расслабляют, слегка согнув, в центре ладони как бы держат шарик ци. Подождав, пока появится ощущение этой ци, мысленно соединяют воедино шарики обеих рук. Затем, соединив с ци нижнего поля пилюли, образуют большой шар (шар обязательно круглый, одна треть его внутри тела, две трети вне тела).
11. Расслабление поясницы. Становятся прямо, тазобедренные суставы делают опорными точками. Мысленно расслабляют участок от поясничных позвонков до крестца. Расслабляя поясницу, можно немного присесть тазом назад, как бы сидят — но не сидят. Согнутые колени не выходят за кончики пальцев ног. Все тело расслабляют, ключ в промежутках между позвонками поясницы. Мысленно расслабляют точку «ворота жизни» если поясницу и ягодицы расслабить на удается, то янская ци ударяет вверх. Если слишком много янской ци поднимается вверх, то легко может подскочить артериальное давление, будет кружиться голова или станет плохо с сердцем и т. п. Поясницу обязательно надо расслаблять, это обеспечивает проходимость между верхом и низом.
12. Расслабление ягодиц. Тазобедренные суставы немного подбирают назад и слегка ими двигают (как бы вращают ягодицами), это позволяет расслабить ягодичную часть.
13. Свешивание копчика. Копчик — оконечность позвоночника в крестцовом отделе, расположен позади таза. На базе расслабления поясницы и ягодиц, регулирования паха, мысленно к кончику копчика подвешивают гирьку на расстоянии 10 см от земли; если ее мысленно соединить с пятками, то образуется равнобедренный треугольник.
14. Расслабление колен. Для расслабления колен ноги естественно сгибают (но колени не должны выходить за кончики пальцев ног), колени немного сворачивают внутрь. Мысленно пропускают ци через колени, и этого достаточно.
Расслабление ягодиц, свешивание копчика и сгибание колен вместе называют «регулированием паха». Пах должен быть округлый. Еще говорят: «поднять макушку, подвесить пах». «Подвесить пах» означает зону вокруг точки «встречи инь» (промежность) мысленно приподнять вверх и подобрать ее. Если пах округлый, то возникают ощущения освобождения мочевого пузыря и кишечника, но без этого.
15. Регулирование стоп. Подошва плоско опускается на землю, пальцы стопы расслаблены. Мысленно соединяют проходами плечи, ягодицы, щиколотки, тогда в точках «бьющий родник» появляется ощущение ци. Затем мысленно из точки «бьющий родник» ци вводят в землю, ци получает возможность контакта с землей, и под подошвами как будто может вырасти корень.
16. Ци погружать в поле пилюли. Все тело расслабляют, регулируют и удобно расправляют, затем ци погружают в нижнее поле пилюли, при этом следует не только ци обеих кистей соединить между собой, но соединив ци на кистях и ци поля пилюли создать совершенный шар. Кроме того, нужно мысленно расслабить три точки: «ворота духа» (шэньмэнь), «ворота жизни» и «бьющий родник» (поскольку «бьющих родников» два и «ворот духа» также двое, получается 5 точек), чтобы во всем теле сверху донизу, а также внутри и вне тела ци смешалась в единое целое.
17. Свешивание занавесей. Духовный свет глаз (духовную энергию, хранящуюся в глазах), направленный по горизонтали, издалека мысленно подбирают назад, к себе; верхние веки очень плавно опускают вниз и смотрят на кончик носа (можно и совсем закрыть глаза или как бы прикрыть, но не прикрыть, однако нельзя зажмуриваться с силой). Сознание входит в точку тань-чжун. Мысленным взглядом проходят по срединному каналу до нижнего поля пилюли и начинают сосредоточиваться.
Взаимопорождение динамики и статики
После того как отрегулируют дух, дыхание и тело, расслабят все тело и сознание введут в покой, возможно возникновение такого явления, как «предел покоя рождает движение». Истинная ци циркулирует по меридианам тела — это «внутреннее движение». Если на пути она встречает преграды (каналы непроходимы или есть очаги болезней), то в зонах сопротивления постепенно накапливается слишком много энергии, пробивная сила возрастает, и спонтанно возникают приводящие в движение тело импульсы, полезные для прочистки продольных и поперечных каналов — это «внешние движения» или «спонтанная работа».
Движения, возникающие при «спонтанной работе», иногда охватывают судорогами все тело, при этом машут руками, прыгают, иногда похлопывают себя, совершают массаж, иногда проходят пальцами по меридианам, касаясь точек, иногда, издавая звуки, регулируют дыхание, иногда переходят к быстрому танцу… На первый взгляд в этих движениях — тысячи поз и сотни состояний, но тщательное наблюдение показывает, что спонтанные движения тесно связаны с болезнетворными зонами и с ситуацией при развитии болезненного состояния; в тех зонах, где гнездится болезнь или канал непроходим, движений больше. Так, у страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями в начале спонтанной работы часто вибрирует все тело сверху донизу, и они похлопывают и массируют область сердца. У страдающих болезнями поясницы относительно много движений по скручиванию и наклонам в пояснице. Страдающие болезнями печени совершают множество движений массажа области печени, изгнания ци печени, движения «ведения и привлечения» (даоинь) по меридиану печени… Истинная ци, как высокоразумный врач, может автоматически найти зону, измененную болезнью, и нанести удары, раз не вышло — повторить снова, пока каналы не прочистятся. Так она может и выявить болезнь, и вылечить ее.
Основные законы спонтанной работы следующие. Идут от отсутствия к наличию, от малого к большому, от незакономерного к закономерному. По мере того как каналы прочищаются и болезни проходят, спонтанная работа постепенно уменьшается, тогда «предел динамики порождает статику», спонтанные движения полностью исчезают и переходят во «внутреннее движение».
«Внешнее движение» после исчезновения может вернуться снова, главным образом из-за вмешательства «семи эмоций» (общее название семи видов чувств и размышлений). Понятие о «семи чувствах» исторически несколько различается. В «Трактате о внутреннем» рассматривается всего 5 «чувств». При династии Мин это радость, гнев, печаль — тоска, размышление, скорбь, страх, испуг. Размышление относят к «чувствам», поскольку все они «подчиняются сердцу» и все через ци связаны с внутренними органами, воздействуя на них, «шести загрязнений» (общее название болезнетворных вредоносных видов ци). В книге «Цзо чжуань», также называемой «Цзо-ши чунь-цю» («Весны и осени господина Цзо»), написанной 2,5 тысячелетия назад, сказано: «Небо имеет 6 ци… загрязнение рождает 6 болезней. Шесть болезней называют: инь, ян, ветер, дождь, мрак, свет. Разделяются по четырем сезонам… избыток скашивает. Иньское загрязнение — болезнь холода, янское загрязнение — болезнь жары, ветряное загрязнение — болезнь конечностей, дождевое загрязнение — болезнь живота, загрязнение от мрака — болезнь заблуждения, загрязнение от света — болезнь сердца. Только если твердо продолжать тренировочную работу, движения смогут постепенно исчезнуть.
Отсюда видно, что «спонтанная работа» — определенный этап в процессе «стояния столбом», в котором прочищаются каналы, излечиваются болезни, это внешнее проявление саморегулирования тела. Надо только постоянно тренироваться в соответствии с правилами и тогда, после затихания спонтанных внешних движений, переходят к этапу накопления жизненной энергии (ци) и взращивания духовной энергии (шэнь), т. е. к этапу «внешнего покоя — внутреннего движения». Тогда истинная ци сможет проходить по телу беспрепятственно. В древности говорили: движение — возбуждение, укрепление тела, покой — торможение, долгие годы жизни. Тренирующийся после прекращения внешних движений может идти дальше по пути углубления, заниматься саморегуляцией, «работать двумя шагами», поставив во главу угла внутреннее движение.
Занимаясь работой «стояние столбом», следует обратить внимание на следующие вопросы.
1. Позволять спонтанным движениям проявляться естественно, ни в коем случае не добиваться их насильственно.
У многих в «стоянии столбом» возникает «спонтанная работа», в этом большое своеобразие данной гимнастики, это и одна из причин ее значительного терапевтического эффекта. Однако иногда во время «стояния столбом» явления «спонтанной работы» не возникают. У некоторых, тренировавшихся короткое время, вкладывавших недостаточно усилий, ощущавших недостаток истинной ци или выполнявших «стояние столбом» не по правилам, как только проблема разрешается, вскоре может возникнуть «спонтанная работа». Кроме того, у небольшого числа людей совсем не в связи с названными выше причинами «спонтанная работа» так и не возникает. Это довольно специфическая ситуация, когда с самого начала входят в этап «внутреннего движения». Однако, только поняв принцип: «как внутреннее, так и внешнее движение представляет собой процесс, при котором истинная ци, циркулируя, ударяет в болезненный очаг, а также процесс саморегуляции, когда они оба могут играть лечебную и оздоровительную роль», можно позволить проявляться им естественно, не насилуя сознание.
У некоторых «спонтанная работа» хотя и возникает, но они недовольны собсвенными движениями и опрометчиво подключают сознание или подражают другим, совершая «ложные движения». Здесь нет настоящей спонтанности (самопроизвольности), а есть ведомость, что не только бесполезно для лечения болезней, но и может нанести вред, поэтому нужно решительно выступать против подобного рода действий.
2. Нужно быть в состоянии свободно управлять спонтанными движениями.
После того как возникнут спонтанные движения, нужно позволить им проявляться естественно, но сознательно управлять слишком интенсивными или нарушающими требования культуры или гигиены движениями. Если движения слишком неистовые и неспокойные, то мысленно ставят ограничение, и мгновенно можно перейти к плавности. Если происходит падение на пол, то концентрируют сознание на точке «сто встреч»; тут же происходит изменение позы, можно очень быстро встать.
3. В процессе «стояния столбом» от начала до конца нужно сохранять расслабленное спокойствие и естественность, не допуская психической напряженности.
Чтобы обеспечить циркуляцию и проходимость истинной ци, основные требования тренировочной работы — расслабленный покой и естественность. При «стоянии столбом» истинная ци гармонично движется и пополняется, особенно нужно следить за уровнем успокоения, за недопущением психической напряженности. Если психика слишком напряжена, то тело местами не может расслабиться, в таких зонах бывают явления затора ци. А некоторые не могут войти в работу, что тоже вызвано избыточной напряженностью. Таким образом, «спонтанная работа» в «стоянии столбом» позволяет лечить болезни и также является необычайно приятной; и чем лучше соблюдают спокойную естественность, тем значительнее эффект работы и ее терапевтическое воздействие. Только поняв этот момент и занимаясь «стоянием столбом» строго в соответствии с требованиями, можно добиться безопасного удовлетворительного результата: когда хочешь выпустить — выпускаешь, хочешь собрать — собираешь, и напряжение оказывается совершенно лишним.
4. Правильно относиться к галлюцинациям. Галлюцинации в тренировочной работе наблюдаются часто. Когда доходят до определенного этапа тренировок, возникает реакция «превращения в ци»: по мере того как каналы и точки становятся проходимыми, появляется возможность принимать или обнаруживать информацию. Всякую информацию или галлюцинации, которые приятны и дают ощущение безмятежности следует относить к «хорошим». Например, некоторые люди ощущают, что они вырастают, становятся большими, некоторые видят свет, красивые вещи, некоторые слышат прекрасную музыку или голоса, ощущают ароматы, исходящие от сердца, селезенки человека. Это говорит о том, что тренировочная работа достигла того этапа, когда, тренируя воспроизводящую энергию (цзин), превращают ее в жизненную энергию (ци). Истинная ци стала гармонично двигаться, пополнять и подпитывать 5 плотных и 6 полых органов, так что их янская ци поднимается вверх. Возникают светлые, поднимающиеся, направленные наружу, возбуждающие, упорно продвигающиеся и тому подобные реакции янского преобразования в ци. Все это благоприятно для физического и психического здоровья, это радостные явления.
Если возникают информация и галлюцинации, противоположные описанным выше, не полезные для физического и психического здоровья, «нехорошие», их бояться не нужно, следует лишь покачать головой или произнести «ши» (произносить нужно первым тоном, т. е. ровным высоким. Иероглиф соответствует по смыслу русскому междометию «фу!», а по звучанию напоминает «кыш!») для регулирования механизма ци. Это позволяет избавиться от подобной информации и галлюцинаций. Следует четко знать и иметь идеологическую подготовку, но совершенно нет необходимости в мистических идеях, мешающих нормальной тренировочной работе.
5. Продолжительность и количество «стояний столбом» должны быть соответствующими, нужно иметь и отдых, чтобы занятия были приятны. Перед «стоянием столбом» можно добавить мысленное управление. Например, сказать про себя: «Я простою 20 мин».