Формирование транса. Идентификация (отождествление) в состоянии глубокого транса

Использование изящной техники создания нового поведения основывается на явлении, которое мы называем «обращенной заменой обозначений» — пациент «вживается» в роль другого человека или просто «вживается» в новую роль.

Если человек осуществляет полную, окончательную замену обозначений, это называется «отождествлением в состоянии глубокого транса», и представляет собой одно из ярчайших гипнотических явлений. Отождествление в состоянии глубокого транса представляет собой такое состояние сознания, при котором человек идентифицируется с личностью другого человека. Причем это отождествление настолько полно и точно, что человек, находящийся в таком состоянии, не подозревает о происходящем, конечно, могут быть различные степени идентификации. Но возможно настолько точное подражание словесным и несловесным навыкам поведения другой личности, что человек автоматически повторяет все эти навыки, несмотря на то, что его сознание не имеет никакого представления о них.

Профессионалы высокого класса, такие, как Милтон Эриксон, применяли главным образом процесс идентификации для того, чтобы быстро обучить нас добиваться тех же результатов, каких добивались они. Для того, чтобы помочь пациенту осуществить отождествление в состоянии глубокого транса, необходимо применить несколько обязательных процедур.

Прежде всего вы должны устранить идентификацию вашего пациента с его собственной личностью. Необходимо предусмотреть множество предварительных указаний, обеспечивающих глубочайшую амнезию: пациент должен полностью забыть о том, кто он есть на самом деле. Затем делаются предварительные указания, обеспечивающие способность пациента приступить к созданию нового поведения по образцу какой-либо другой, известной пациенту личности.

Иначе говоря, если пациент, находящийся в состоянии глубокого транса, отождествляется, например, с личностью Мелвина Шварца, это означает, что все его поведение, во всех деталях, должно быть создано по образцу словесного и несловесного поведения Мелвина Шварца. Вы должны сформулировать такие инструкции, чтобы подсознание пациента просмотрело все переживания, связанные с новой моделью поведения. К таким переживаниям относятся: интонации голоса, выражения лица, позы, манера двигаться, а также типичные способы реагирования.

Существует много различных способов добиться отождествления в состоянии глубокого транса.

Позвольте предложить вам один из таких способов. Я предпочитаю начинать этот процесс с полной возрастной регрессии, позволяющей пациенту устранить всякое отождествление с собственной личностью. Этот процесс сам по себе уже достаточно сложен, чтобы добиться отождествления в состоянии глубокого транса, приходится затрачивать массу усилий. Итак, как бы вы приступили к осуществлению возрастной регрессии? Какого рода переживания могли бы привести пациента к возрастной регрессии? В данном случае я имею в виду универсальные переживания, переживания всеобъемлющего характера. Какого рода универсальные переживания могли бы помочь пациенту осуществить возрастную регрессию?

Женщина: Первые попытки научиться ходить.

Мужчина: Детские воспоминания.

Нет. Я постараюсь заново сформулировать вопрос. Вы имеете в виду те вещи, с помощью которых вы сами привыкли осуществлять возрастную регрессию, но не те вещи, которые являются общими для всех людей, когда они вспоминают свое детство.

Позвольте мне привести один пример. Одна из вещей, с помощью которых большинство американцев осуществляет возрастную регрессию — альбомы с ежегодными комплектами фотографий, которые раздают в школах и колледжах. Они открывают эти альбомы именно для того, чтобы осуществлять временную возрастную регрессию. Еще один пример распространенной техники возрастной регрессии — ежегодные встречи выпускников одного колледжа. Какие еще явления относятся к той же категории?

Женщина: Альбомы с семейными фотографиями.

Мужчина: Коллекции памятных сувениров.

Совершенно верно. Что еще?

Мужчина: Духи.

Духи — один из распространенных способов, но все же нельзя назвать его всеобщим.

Женщина: Музыка времен детства.

Да, теперь для этого используют ручные часы, наигрывающие такие мелодии.

Мужчина: Старые вещи.

Что еще делают люди, чтобы регрессировать? Они возвращаются в родной город, или заходят к своим бывшим соседям. Нас интересуют такие действия, которые характерны для большинства людей — Когда я приступаю к гипнотической процедуре, мне необходимо описать такое переживание, которое обязательно вызовет нужную мне реакцию — в данном случае возрастную регрессию,- поэтому я должен использовать универсальные переживания, свойственные большинству из людей. Вот один из способов осуществления возрастной регрессии: вы наводите состояние транса, и просите пациента представить себе, что он разглядывает семейный альбом: «В этом альбоме хранятся фотографии, иллюстрирующие вашу жизнь,- сейчас вы открываете ту страницу, где находятся ваши нынешние фотографии — вы изображены таким, каков вы есть в настоящее врем, в самых разных ситуациях. Но если вы перевернете одну страницу назад, вы увидите себя в точности таким, каким были годом раньше, и возвращаетесь в это время… чувствуя себя так, как чувствовали себя тогда и зная только то, что вы знали тогда, и ничего больше… совершенно искренне, только это…

И так вы переворачиваете назад одну страницу… вашей жизни… страницу времени… возвращаясь полностью и окончательно еще на год раньше… и еще на год… до тех пор, пока вы полностью не возвратитесь в шестилетний возраст… искренне и добросовестно зная только то, что вы знаете, да, только это… и когда это произойдет, и вы будете готовы продолжать этот процесс… ваша рука начнет медленно подниматься… совершенно непроизвольно… чтобы я мог знать… что вам действительно уже только шесть лет». Я применяю такого рода технику во всех случаях, добиваясь любого результата.

В состоянии транса не происходит таких явлений, которые так или иначе не происходят в обыденной жизни людей. Возрастной регрессией занимаются не только гипнотизеры. Люди этим занимаются сами. Они открывают коробочку, в которой хранятся сувениры, детские вещи, они вынимают по отдельности каждую вещь и возвращаются в тот возраст, с которым эта вещь ассоциируется. Они обнаруживают, что коробочка с сувенирами — настоящая машина времени. «Вы можете чуть-чуть приоткрыть крышку коробки, и заметить что-нибудь, напоминающее детство, приоткройте еще чуть-чуть, и уже видите дверь… проход, открывающийся перед вами в этой коробке… и вы начинаете медленно входить в коробку времени… переступая через порог, вы испытываете странные ощущения смущения и растерянности. Войдя, вы осматриваетесь кругом и замечаете окружающие вас большие вещи, а вы сами становитесь очень маленькими… и в каждой из этих вещей тоже есть дверь… И вы знаете, хотя еще немного побаиваетесь, что, если вы войдете в одну из этих дверей, в любую из них… вы окажетесь в том возрасте… когда эта вещь впервые возникла в вашей жизни…»

Видите ли, все что я говорю, конечно, совершеннейшая бессмыслица. Однако, я обрисовываю такой контекст, в котором людям кажется вполне возможным и логичным пережить альтернативные реальности. Разумеется, при этом необходимо поддерживать обратную связь для того, чтобы установить, продолжает пациент реагировать, или нет. Для того, чтобы узнать, регрессировала ли в действительности личность пациента, следует использовать обычные поведенческие «ключи». Добившись возрастной регрессии, вы уже можете сделать что-нибудь еще. Например, напротив вас сидит пациент в шестилетнем возрасте. Что делает шестилетний ребенок для того, чтобы изобразить кого-нибудь другого?

Мужчина: Они играют в переодевания, в маскарад.

Точно. Они забираются на чердак и играют в переодевания, они «притворяются». Так, что вы предлагаете пациенту надеть на себя новую одежду, причем он не должен знать, чья это одежда, вы этого не определяете: «Смотри, какой забавный костюмчик. Это не мамино платье. И не папин костюм. Это не матросский костюмчик. Я даже не знаю чей это костюмчик. Невозможно догадаться… но внезапно, подсознательно… ты начинаешь забывать, что ты ребенок… и начинаешь становиться человеком, которого ты не знал, когда тебе было шесть лет… но твое подсознание помнит, кто это… оно может перенять интонацию человека, голос этого человека… реакции этого человека… движения только этого человека… так, что вы уже через десять минут, сидя здесь… подсознательно выработаете в себе личность, основанную только на том, что вы знаете… о поведении и образе жизни этого человека… так, что уже через минуту ваши глаза внезапно широко откроются… и будете вести себя именно так, как ведет себя этот человек, полностью, во всех возможных подробностях станете этим человеком».

Я надеюсь вы поняли, почувствовали, как делаются такие вещи? Как видите, мы можем предложить вам много специфических методов гипнотического наведения и использования состояния транса, позволяющих добиться самых различных результатов. Но вместо того, чтобы давать вам отдельные навыки, мы хотим передать вам идею, способ мыслить, который, как мы убеждены, позволяет использовать гипноз и добиваться любых результатов.

Приступая к каждой отдельной гипнотической процедуре, я заранее представляю себе самый естественный, и по возможности самый простой способ действий. Если намеченного результата нельзя достичь с помощью возрастной регрессии и отождествления в состоянии глубокого транса, можно прибегнуть к переработке.

Мужчина: Существуют ли варианты процесса отождествления в глубоком трансе, позволяющие делать это с различной скоростью? И не должны ли сами клиенты быть достаточно гибкими заранее, чтобы успешно отождествляться в трансе?

Конечно. Как правило, я не приступаю к процедуре отождествления в состоянии глубокого транса до тех пор, пока не убеждаюсь, что мой пациент обладает достаточно гибкой и яркой личностью. Я не приступаю к отождествлению, пока пациент не научится быстро реагировать на мои действия.

Прежде чем приступить к идентификации в глубоком трансе, я испытываю пациента, возбуждая много других явлений, характерных для состояния транса, пробуя другие методы. Мне кажется, глупо стремиться осуществить идентификацию в пациенте, который еще не знает, как достигать состояния амнезии, как добиться возникновения негативных и позитивных галлюцинаций — это минимальные необходимые требования. Так что я сначала делаю много других вещей.

Если бы я был учителем в начальной школе, отождествление в, состоянии глубокого транса было бы одним из предметов, которые следовало бы преподавать детям. Я бы использовал видеоленты с изображением Альберта Эйнштейна, Ирвинга Бёрлина,* и других выдающихся гениев нашей культуры. Я использовал бы также видеоленты для различных целей: я говорил бы с детьми, и они сами обсуждали бы между собой — главным образом то, чем именно замечательны эти люди и в какой области дети хотели бы достичь таких же результатов. А затем я использовал бы образцы поведения таких замечательных людей, как основу, которая позволит детям отождествиться с этими людьми и развить в себе их способности и возможности.

Мужчина: Мне кажется, что такое явление, в других терминах называется одержимостью духом.

Да. Насколько я знаю, все человеческие переживания типа «одержимости злым духом» есть не что иное, как отождествление в состоянии глубокого транса.

Я знаю одного человека, который приобрел широкую известность сеансами лечения множественного раздвоения личности. Среди его клиентов всегда около двадцати членов парламента. Он добрый католик, и само собой, многие его клиенты одержимы бесом. Он изгоняет бесов на вертолетной площадке около госпиталя. За ним укрепилась национальная слава настоящего психотерапевта, а меня, между тем, считают колдуном! Я решил полюбопытствовать, что это за множественные раздвоения личности, и пришел на один из его сеансов.

Он познакомил меня с одной из своих пациенток, она была в измененном состоянии и продемонстрировал мне четыре или пять личностей, а также беса, которым она одержима. Берусь утверждать, что я способен проделать это с каждым. Действительно, метод, с помощью которого он демонстрировал мне все это, переходя от одной личности пациента к другой, представляет собой в точности способ наведения, который я применяю, в качестве гипнотизера, в тех же самых целях. Женщина сидела в кресле и рассказывала о том, как много событий в своей жизни она вытеснила из памяти — типичный случай амнезии. Больше ни с кем таких вещей не случается, что ли? Но этот ниспровергатель психиатрии утверждает, что если в вашей жизни был период, которого вы не можете вспомнить, значит у вас множественное раздвоение личности! Он дает имя тому периоду, который вы вытеснили из памяти. По мнению этого психиатра, та часть жизни, которую вы не можете вспомнить, не принадлежит вам, это уже другая личность. Он называет ее каким-либо именем, например «Фрейд». Полностью игнорируя ваше поведение, он неожиданно бьет вас по голове и кричит: «Фрейд! Фрейд! Фрейд! Выходи. Выходи!» Если вы говорите ему: «Что вы хотите этим сказать — Фрейд, выходи?», он игнорирует ваши слова и продолжает до тех пор, пока не возникает внезапно какая-нибудь другая личность. Прекрасный способ добиться множественного раздвоения личности. Я уверен, что присутствовавшие там члены парламента подвергались длительной обработке со стороны своих родителей и таких вот доброжелателей психотерапевтов, это у них не от рождения.

Мужчина: Когда вы осуществляете идентификацию в состоянии глубокого транса, вы не можете стремиться к тому, чтобы пациент стал другой личностью, но при этом остался в шестилетнем возрасте. Что вы делаете для того, чтобы он снова стал взрослым?

Вы сказали, что пациент стал другой личностью. Но дети не желают становиться другими шестилетними детьми. Они хотят стать кем-нибудь, кого они знают, и быть того же возраста, как этот человек. Вы можете говорить детям все, что угодно, и они будут слушаться вас, если вы придадите своим словам достаточную значительность. Если ваш пациент уже регрессировал в детское состояние, вы говорите: «Итак, пока ты играешь и весело проводишь время, твое подсознание начинает учиться…» Здесь вы даете пациенту непосредственные указания: «Выберите из всего, что знает ваше подсознание об этом человеке — как он выглядит, как он двигается, как он реагирует — и соедините все это в одно целое так, чтобы через пятнадцать минут вы самопроизвольно, в одну секунду, во всех деталях стали этим взрослым человеком». Хочу вас предостеречь. Идентификация в состоянии глубокого транса — чрезвычайно сложный и трудный процесс. Его можно использовать в качестве техники обучения, но существуют и гораздо более простые и легкие способы, позволяющие достичь большинства желательных для вас результатов. Большинство изменений личности возможно осуществить в процессе создания нового поведения или с помощью какой-нибудь другой техники — это настолько же эффективно, и гораздо легче.

Рейтинг темы
Рейтинг статьи
Просмотров: 4889

Интересное по теме

Комментарии

Нажимая на кнопку «Добавить комментарий», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.