Слишком часто под видом научных фактов и заключений ученых популяризируются те или иные мифы касательно аутизма, формируя общественное мнение касательно этого сложного заболевания.
Развенчать подобное мифотворчество родители особенных детей могут, обратившись в реабилитационные центры для детей в Москве, специалисты которых смогут пояснить природу недуга и найти инструменты для успешной адаптации особенных малышей в обществе.
Миф 1. Несколько десятилетий назад людей-аутистов было меньше
Считается, что в 1970-х аутизмом заболевал один ребенок на 10 тысяч, а сегодня — уже 68. Однако нет научных доказательств того, насколько увеличилась заболеваемость аутизмом с 1970-х и до сегодня, поскольку до 1980-х никто не диагностировал расстройства аутического профиля. В США родителям детей приходилось проходить через обследования у восьми-девяти врачей, чтобы у малыша наконец диагностировали аутизм, а девочек-аутистов и вовсе не обследовали психиатры до конца XX века. Тенденция заболеваемости с начала 2000-х объясняется тем, что нередко диагноз ошибочно ставится и взрослым, и детям. Увеличение числа диагностируемых клинических случаев спровоцировано также принятием концепции аутических расстройств.
Миф 2. Люди-аутисты не способны к сочувствию
Долгое время в СМИ людей с аутизмом описывали как нелюдимых, лишенных эмоций и не способных к проявлению человечности и сочувствия. В 1990 году в одной из газетных статей аутистов назвали «бессердечными» и даже «жестокими», поскольку они не способны к проявлению чувств. Однако на деле аутисты часто так обеспокоены чувствами собеседников, что теряют возможность выражать свои. Они не могут распознавать незначительные невербальные сигналы, которые люди используют в общении. Утверждение об отсутствии эмпатии у людей-аутистов и даже их склонность к социопатии провоцирует ответное неоправданно жестокое отношение к ним. Но нельзя забывать о том, что трудности в общении и проявлении эмоций испытывают не только больные аутизмом люди, а чтобы помочь последним реабилитация при аутизме в ведущих медицинских центрах включает активное межличностное общение, в том числе с нейротипичными людьми.
Миф 3. Детей-аутистов нужно приучать к «нормальному» поведению
В 1980-х была выдвинута теория о том, что при многолетней комплексной работе детей-аутистов можно переучить, сделав такими же, как и их одногодки. Программа напряженных индивидуальных занятий Оле Ивар Ловааса опирается на прикладной поведенческий анализ и рассматривает пациента как проблему, а не личность, с которой нужно считаться и понимать ее. При этом многие взрослые, которые страдают аутизмом, с болью и сожалением описывают детские годы, когда их принуждали копировать других детей. К счастью, в последнее время медики призывают рассматривать аутизм не как патологию, а как импульс к адаптации малыша в сложном современном мире. Врачам и родителям нужно понять, что движет ребенком, чтобы на основании этого знания найти первопричину эмоционального состояния и рычаги изменения его, что поспособствует долгосрочным положительным изменениям в поведении ребенка-аутиста без травматичного копирования поведения других.
Миф 4. Аутизм превратился в модный диагноз, который ставят слишком часто
Популяризация аутизма в СМИ приводит к размытию грани между приемлемой эксцентричностью и реальным расстройством. Любой из симптомов расстройства аутического спектра может быть присущим людям, не страдающим аутизмом. Например, нейротипичным людям свойственны увлечения и хобби, а аутистам — одержимости и фиксации. Ученые даже разработали понятие широкого фенотипа аутизма для случаев с неясной клинической картиной, а общественность стремится к прикреплению аутистических ярлыков нестандартным личностям, достигшим грандиозного успеха. Важно понимать, что аутизм — это всеобъемлющее расстройство, которое необратимым образом меняет жизнь и требует масштабной помощи от близких, врачей и общественности, которой следует разработать действенные механизмы реабилитации страдающим умственными патологиями людям.