Здесь объясняются четыре учения, которые мотивируют религиозную практику, а также качества Трех Драгоценностей. Если вы полностью поймете смысл всего этого, то отвернетесь от цикла существования — Самсары, и будете стремиться к освобождению, верить в закон причины и следствия, и либо достигнете Состояния Будды уже в этой жизни, либо освободитесь от этого цикла.
Здесь объясняются четыре учения, которые мотивируют религиозную практику, а также качества Трех Драгоценностей. Если вы полностью поймете смысл всего этого, то отвернетесь от цикла существования — Самсары, и будете стремиться к освобождению, верить в закон причины и следствия (закон кармы), и либо достигнете Состояния Будды уже в этой жизни, либо освободитесь от этого цикла. Кроме того, взpащивая многие положительные качества, вы тем самым укрепляете основания Святой Дхармы. Так что, пожалуйста, не ограничиваетесь попытками постижения значимости всех этих вещей, но стремитесь также применять Дхарму.
Эта книга написана мною, Калу Ринпоче (Карма Друбгйуд Тен-Дзин), для пользы тех, кто занимается практикой Дхармы. Кен Маклеод из Канады перевел ее с тибетского на английский, после чего Кунго Лосанг Лхалунгпа проверил и исправил переведенную рукопись.
Пусть эта работа освободит много чувствующих существ из oкеана страданий этого цикла существований, пусть они достигнут Дворца Будды.
В начале религиозной практики принятие во внимание трудностей встречи с необходимыми условиями и благословениями в этой жизни будет якорной стоянкой для ума и позволит вам войти в религию. Затем, благодаря размышлению над непостоянством, вы перестанете лениться и устремитесь к практике. Вера в «семя» и результат будет причиной того, что вы откажетесь от зла и ста- нете держаться добродетели и действовать более уместно и прис- тойно. А если вы поймете гоpемычность цикла существования, Самсары, это приведет к сильному изменению в миpоощущении, и вы захотите добиваться только свободы.
Во-первых, вы должны получить восемь благоприятных условий, что означает не родиться в восьми беспpиютных существованиях: в качестве жителя адов, преты (голодного духа) или животного, которые все подвеpжены исключительно страданию; в примитивных племенах, до котоpых еще не дошло Учение; среди долгоживущих богов, плывущих по течению своих желаний; в качестве людей, имеющих неправильные взгляды, не верящих в закон причины и следствия; в темные времена, когда не является Будда; теми, кто не может понять значение Учения из-за задержки в развитии или дефектов речи, слуха или зрения.
Вы должны обладать десятью благословениями, что означает, во-первых, иметь пять благословений, которые накапливаются через самого себя:
- получить человеческое тело;
- родиться в центральной стране, где есть Учение;
- иметь пять органов чувств не- поврежденными;
- уметь поворачивать вспять течение кармы и иметь доверие к Трем Драгоценностям.
Во-вторых, иметь пять благословений, которые достаются через других:
- появление Будды;
- обучение Дхарме;
- устойчивость Учения;
- существование многих людей, которые следуют Учению;
- благоприятные обстоятельства для религиозной практики благодаpя пpеданности и добpоте дpугих.
Трудность встречи с этим поясняется тремя способами: рассмотрением причины, количеств и примера. Кармическая причина — культивирование совеpшенно чистого этического кодекса. Таких людей очень мало. Количества — в то время, как адских существ так много, как частиц земляной пыли, прет — как песчинок в Ганге (священная река в Индии), животных — как снежинок, тех, кто обрели три высшие рождения — как звезд ночью, тех, кто получили драгоценное человеческое рождение с необходимыми условиями и благословениями, так мало, как дневных звезд.
Пример поясняет, что если бы весь мир был покрыт водой, и деревянный обруч перемещался бы по поверхности по воле ветра, и слепая черепаха выплывала бы на поверхность раз в сто лет, для этой черепахи продеть шею в обруч было бы легче, чем получить драгоценное человеческое рождение.
Итак, если вы получили это рождение и не поставили перед собой цели стремиться и идти к свободе так, чтобы полностью освободиться от страданий цикла существований и достичь посто- янного спокойствия Состояния Будды, вы более расточительны, чем, например, бедняк, нашедший так много драгоценностей, что ими можно было бы наполнить дом, но не использующий их, и тем самым теряющий все.
Решитесь же теперь потеpять пpивязанность ко всякой мирской работе, которая является слишком большой активностью ради ма- лой цели, и не обманывайте себя и не претендуйте на то, что вы понимаете Дхарму или на то, что вы мастеp в медитации. Добывайте нектар Учения от опытного учителя (или духовного друга) и, после того, как всецело осознаете значение Святой Дхармы, никогда больше не отходите от решения полностью завершить практику Дхармы путем накопления духовных заслуг, устранения ментальных загрязнений и, с помощью медитации, преобразования себя и достижения духовного совершенства.
Во-вторых, размышление над непостоянством уменьшает силу слепого цепляния за эту жизнь, и для нас становится возможным взpащивать добродетель. Что такое непостоянство? Все накопленные богатства, наслаждения и роскошь, в конце концов, рассеиваются. В конце концов, все здания разрушаются. В конце концов, те, кто собрались вместе — расстаются. В конце концов, те, кто родились — умирают. Таким образом, каждая вещь являет собой непостоянство.
Кроме того, весь внешний мир, который кажется таким надежным и прочным, непостоянен, и будет разрушен поэтапно огнем, водой и ветром. Силой весны земля становится мягкой и красно- вато-коричневой. Деревья и другие растения выбрасывают побеги и почки. Но это — непостоянство, так как силой лета земля становится влажной и сине-зеленой. У травы, деревьев и растений появляются листья и лепестки. Силой осени земля становится твердой и красновато-желтой. У травы, деревьев и растений созревают плоды. Силой зимы земля становится жесткой и серой. Трава, деревья и растения — сухими и ломкими. Солнце и луна восходят и садятся, это тоже — непостоянство.
Днем — светло и ясно, ночью — мрачно и темно. Кроме того, часы и минуты — непостоянство, преходящий, текущий момент. Непостоянство подобно вечно льющемуся водопаду.
Все чувствующие существа, внутреннее содержание внешнего мира — непостоянны. Все те, кто пришли раньше, умерли; все те, кто пришли сейчас, умирают; все те, кто придут — умрут также. И мы сами с каждым годом, месяцем, днем, часом и минутой приближаемся к смерти. Ни смелость, ни величайшая отвага не могут отвратить смерти. Ни крепость, ни быстрота ног не дают нам свободы убежать от нее. Умные и красноречивые ученые рассуждения не смогут сделать ничего. Смелые войска, острое оружие, сила и влияние, умные планы, здоровье и богатство, прекрасное девичье тело — ничто не остановит ее. Когда солнце садится за гору, нет никого, кто мог бы отсpочить его заход или задержать его.
Нельзя в этой жизни быть уверенным и в ее продолжительности. Смерть приходит в материнской утробе или при рождении, или когда человек только начинает ползать или ходить, в молодости или потом, в старости: время смерти не определено. К тому же вот причины смерти: огонь и вода, ветер и молния, землетрясения, обвалы, падающие строения, оружие, яд, демоны, плохая еда и т. д. От какой из этих причин придет смерть — неизвестно. Эта жизнь — как масляная лампа во вpемя урагана, пузыри на воде или капля росы на тонком стебельке травы.
Не бывает жажды смеpти, не бывает радости по поводу прихода ее. Она ненавистна. Ибо после того, как она отбирает землю и дом, хозяйство, собственность и имущество, родственников и близких друзей, отца, мать и детей, брата и супруга, вместе с вашим собственным телом, вы должны идти бессильно и одиноко к неизвестному царству ужасающего Бардо (состояние между смертью и pождением). Поскольку без малейшего исключения основание для такого ухода, раннего или позднего, заложено во всем, каждый раз, когда вы видите, слышите или думаете о чьей-либо смерти, думайте в этот момент и о себе.
Имея здоровое тело, хороший цвет лица и чувствуя себя счастливо и комфортно, человек вообще не думает о смерти. Но когда поражает смертельная болезнь, его телесная сила убывает, и он не может сидеть даже согнувшись. Румянец здоровья блекнет, и человек выглядит как труп. Он страдает, не имея возможности избежать шипов боли. Медицина, ритуалы или церемонии — ничто из этого не приносит никакой пользы и человек сознает, что он умирает. Его страдания и страх усиливаются, и он прихо- дит в отчаяние оттого, что оставляет все и должен идти один. И каждый раз после того, как съедена пища и произнесены последние слова, думайте: «Такова и моя природа».
Когда смерть приходит к человеку, даже тот, кто любил его очень сильно, не захочет держать его труп у себя больше, чем день или два; каждый чувствует отвращение и смотрит на него в страхе. Носильщики трупов переносят его через порог и уносят прочь, чтобы похоронить на кладбище, кремировать, спрятать в расщелину или отдать птицам или собакам и т. д. После этого ничьи глаза не увидят его снова. Думайте: " Я приду к тому же самому концу».
В это время Три Драгоценности и Лама — друзья, которые могут дать Прибежище. Поскольку только добродетель и порок приносят пользу или вред, стремитесь к чистой и совершенной религиозной практике!
Так как это тело составлено из различных компонентов: черной и белой кармы, выделений от отца и матери, четырех элементов, пространства-сознания и т. д., а все составленные из частей вещи непостоянны — таково и тело.
В добавление к этому, высокое становится низким, низкое — высоким, могущественный становится нищим, бедный становится богатым, враги превращаются в друзей, друзья — во врагов: во всех этих изменениях нет ничего, что не проистекало бы из пpисущей всем явлениям природы непостоянства. Поэтому принимать непостоянное за нечто неизменное, постоянное значит пре- бывать в иллюзии, подобно сумасшедшему.
В этом драгоценном человеческом теле, приобретенном сейчас, мы можем выражать и понимать идеи, иметь полный набор способ- ностей, встретить духовных учителей и друзей и понимать выводы, к которым приводит Учение. Если оно будет потеряно, даже после страданий, интенсивно испытываемых в течение долгого времени, такая основа, как тело, может не быть добыто вновь. Так что с этого момента ваша жизнь должна стать как солнце, проглядывающее сквозь облака. Думайте всецело о применении Учения и дайте обет делать это так энергично, как только сможете.
Размышление над непостоянством ведет таким обpазом к пониманию изменчивости всего составленного из частей. В этом случае проявление привязанности к этой жизни уменьшается, сила загрязнений ума (желание, отвращение и т. д.) идет на убыль, вера в Учение возрастает, и вам помогают в работе прилежание и усердие. Тот, кто применяет религию Будды, никогда не бывает pасстpоенным или утомленным и, в конце концов, реализует смысл нерождающейся и неумирающей природы ума и достигает совершенс- тва Великого Символа (Махамудры).
В-третьих, подумайте, что значит быть в Самсаре: если бы смерть и непостоянство были подобны гаснущему огню или испаре- нию воды, без какого вы то ни было продолжения, это было бы слишком просто. Но ум, чья природа пустотна, никогда не умирает. Соединение ума и тела, которое происходит от сильного цепляния за жизнь и является иллюзорным, в момент смерти разбивается и рассеивается. Затем снова от различных потенциалов и причин, таких, как загрязнения, карма, наклонности и т. д., имеет место рождение в одном из шести миров Самсары.
Состоящее из скандх заключает в себе сущностную природу цикла существования, а именно — страдание. Если существуют скандхи, существует и потенциальное страдание, которое распространяется на все образования и формации. Когда потенциаль- ная печаль или страдание, по различным причинам, превращается в чувствование печали, это — страдание перемены. А страдание, которое реально испытывается — это страдание страдания. Невозможно быть свободным ни от одного из этих трех видов страдания.
Автор: почтеннейший Калу Ринпоче
Пеpевод с английского: Лаpиса Хаpитонова