Дальнейшее обсуждение является руководством по клиническому применению медитации.
Подготовка к работе
В дополнение к общим мерам предосторожности при использовании релаксации, рассмотренным в предыдущей главе, необходимо следующее:
1. Определить, имеются ли у пациента какие-либо противопоказания к применению медитации. Например, при наличии эффективного психоза или психоза с идеаторными расстройствами состояние больного может обостриться в результате использования медитации. Клиницист должен также обратить особое внимание на больных, проявляющих тенденцию к непсихотическому фантазированию, свойственную, например, личностям шизоидного типа. Необходимо отметить, что некоторым индивидам с поведенческим типом, А и импульсивностью, по-видимому, труднее обучиться релаксации по сравнению с менее импульсивными лицами. Скука и отвлекающие мысли мешают им медитировать.
2. Расспросить больного о том, есть ли у него какие-либо знания или опыт относительно медитации. Необходимо уделить особое внимание любому упоминанию культовых или религиозных аспектов медитации. Эти ошибочные представления о медитации часто беспокоят пациентов. Некоторые думают, что медитация является кощунственным актом.
3. Дать больному общее представление о медитации.
4. Рассказать пациенту о соответствующем окружении для медитации. Необходимая информация представлена в следующем разделе.
Компоненты медитации
В своей книге «Реакция релаксации» Бенсон описывает четыре компонента, способствующие успешной медитации:
1. Спокойное окружение.
2. Приспособление, облегчающее концентрацию.
3. Пассивная установка.
4. Удобная поза.
Наши собственные исследования и клинический опыт в общем согласуются с этими положениями, но мы хотели бы несколько расширить положения Бенсона.
Первое условие, которое мы рекомендуем — это спокойное окружение. Спокойное окружение — это отсутствие внешних стимулов, могущих помешать медитационному процессу. Многие пациенты будут уверять, что такое место невозможно найти. Если это так, то необходимо проявить некоторую изобретательность. Пациент может использовать какую-либо музыку или имитационные записи для «маскировки» отвлекающих моментов. В наших лабораторных экспериментах мы обнаружили, что ровное гудение вентилятора или кондиционера представляет собой эффективный маскирующий шум. Ровный шум низкой или умеренной силы действительно может оказать релаксирующее воздействие. Если такой возможности нет, пациент может завязать глаза и (или) использовать затычки для ушей с целью снижения уровня внешней стимуляции.
Вторым условием (в случае физически пассивной медитации) является удобная поза. Мышечное напряжение может мешать процессу медитации. В начале обучения пациент должен находиться в таком положении, когда большая часть веса его тела имеет опору. Важным исключением являются голова и шея. Если держать спину выпрямленной, а голову и шею без опоры, то это поддерживает мышечное напряжение, достаточное для того, чтобы предотвратить засыпание пациента. Если больной все же засыпает во время медитации, необходимо использовать позу, требующую большего мышечного напряжения.
Третьим условием является наличие объекта концентрации. Этот компонент представляет собой связующее звено между всеми формами медитации (даже физически активными методами), как упоминалось выше. Приспособление для сосредоточения, по-видимому, дает возможность мозгу изменить свой обычный способ функционирования.
Четвертым условием является пассивная установка. Эту установку некоторые называли «пассивной волей» или «пассивным вниманием». Бенсон утверждает, что такая «пассивная установка является, возможно, самым важным элементом».
Имея такую установку, пациент «позволяет» возникнуть медитативному процессу, вместо того, чтобы стремиться контролировать его. Согласно формулировке Гринслена, «Пациент может начать побеждать, лишь прекратив свое сопротивление и позволив… процессу развиваться».
Если больной не способен принять такую установку, то он будет задавать вопросы такого рода: «Правильно ли я это делаю?» — обычно указывает на озабоченность внешним выполнением медитации. «Сколько времени это займет?» — говорит, как правило, об озабоченности относительно времени. «Что является показателем хорошего освоения?» — обычно свидетельствует о сосредоточенности пациента на внешних результатах, а не на самом процессе. «Должен ли я стараться запомнить все, что чувствую?» — как правило, указывает на чрезмерно аналитический подход. Чем больше пациент размышляет над такими вопросами, тем менее успешной будет его деятельность. Отвлекающие мысли являются совершенно нормальным компонентом медитационного процесса и их появления следует ожидать. Однако принятие пассивной установки позволит пациенту распознавать отвлекающие мысли и просто возвращать внимание на объект концентрации. Прекрасное описание пассивной установки можно найти в работе Эрика Пепера.
Пятым и последним условием, которое мы ставим, является психофизиологическая восприимчивость окружающей среды. Под этим мы понимаем ряд внутренних психофизиологических условий, наличие которых дает возможность пациенту медитировать. Мы отмечали, например, что попытки медитации у больных с высоким уровнем психо- физиологического возбуждения бывают крайне неэффективны. Поэтому мы сочли необходимым обучить пациентов приводить себя в более «восприимчивое состояние» для медитации (это применимо также для био- обратной связи, гипноза и метода направляемого воображения).
Для достижения этого состояния пациент может использовать несколько приемов нервно-мышечной релаксации для уменьшения избыточного мышечного напряжения. Мы также рекомендовали больным принять горячую ванну перед медитацией.
В некоторых случаях пациенты сообщали о достижении хорошего успеха в медитации, когда они медитировали, сидя в горячей ванне. Мы обнаружили, что это мало кем упоминаемое условие психофизиологической восприимчивости является критической переменной в нашей собственной клинической работе. Поэтому мы расширяем медитативный континуум, включив в него этот параметр.