Дизартрия — это патологическое состояние, при котором наблюдается расстройство и нечленораздельность речи, нечеткость в произношении слов. В основном встречается у маленьких детей, но может развиться и у взрослых, если те перенесли какие-либо заболевания, затронувшие работу головного мозга.
При дизартрии нервные окончания и определенные ткани и клетки начинают плохо взаимодействовать, артикуляционный аппарат страдает. У больного не двигаются губы, мягкое небо, язык, часто отсутствует интонационный рисунок, из-за чего их речь очень трудно понять.
Логопеды называют дизартрию одним из самых распространённых заболеваний. Чтобы избавиться от данного недуга, пациент должен не только работать с логопедом, но и напрямую взаимодействовать с неврологом и психиатром, т. к. причинами, провоцирующими болезнь, являются поражения центральной нервной системы и головного мозга.
Причины заболевания
Врачи подчеркивают, что на сегодняшний день разработаны приемы, позволяющие различить дизартрию даже не ранней стадии и выяснить причины, которые повлияли на возникновения недуга. В большинстве случаев дизартрия сопутствует другой патологии — детскому церебральному параличу. У ребенка наблюдаются сильные нарушения в работе центральной нервной системы. Они могут быть вызваны неблагоприятным протеканием беременности, сильным токсикозом на ранней и поздней стадиях, недоношенностью плода, родовой травмой, недостатком кислорода и гипоксией плода. Если у матери и ребенка не совпадают резус-факторы, велик шанс, что ребенок родится с дизартрией.
Данное заболевание также может развиться уже после рождения малыша. Если у него была серьезная черепно-мозговая травма, у него диагностировали менингит или гнойный отит, гидроцефалию, то есть риск возникновения дизартрии.
Наконец, у взрослых людей данный недуг возникает после перенесенного инсульта, тяжелых травм черепа, опухоли головного мозга. У пациентов с рассеянным склерозом, олигофренией, болезнью Паркинсона и другими подобными недугами также довольно часто диагностируют дизартрию.
Классификация заболевания
Дизартрия имеет довольно развитую классификацию. Врачи различают несколько степеней тяжести болезни. При первой степени тяжести, которую еще называют «стертой», речь человека понятна, заподозрить дизартрию может только специалист. Вторая степень характеризуется более или менее понятной речью с дефектами, которые уже заметны окружающим. Пациентов с третьей степенью дизартрии способны понять только близкие люди, т. к. их речь неразборчива и невнятна. Наконец, больных с четвертой стадией недуга не могут понять даже их родители.
Самой распространенной классификацией считается неврологическая. Она основана на различиях места, где находится повреждение головного мозга:
1. Бульбарная - поражены лицевой, тройничный, языкоглоточный, блуждающий нервы, больному больно и трудно глотать слюну, жевать, т. к. у мышц отсутствует нормальный тонус;
2. Псевдобульбарная - поражены корково-ядерные приводящие пути, из-за чего человек говорит все фразы монотонным голосом, у него отсутствует интонационный рисунок. Пациенту трудно двигать языком, он с трудом дотрагивается им до верхнего нёба. В речи больного нарушено произношение шипящих и сонорных звуков;
3. Корковая - поражена зона головного мозга, отвечающая за координацию артикуляционных движений, вследствие чего больной неправильно произносит слоги, меняет их местами, но структура слов сохраняется. Человек может понимать речь других, читать, слушать музыку и проч.;
4. Мозжечковая - поражен мозжечок, больной растягивает слова и не может регулировать уровень громкости при их произношении. У него наблюдается тремор языка, он не в состоянии сдерживать отдельные выкрики. При данной форме пациенты страдают плохой координацией и не способны удерживать равновесие, их походка неуверенная и шатающаяся;
5. Подкорковая - поражены подкорковые ядра головного мозга, из-за чего у человека возникают артикуляционные спазмы;
6. Холодовая - весьма специфичная разновидность, при которой у человека возникают проблемы с произношением только при низких температурах.
Симптоматика заболевания
Дизартрия может быть ярко выражена, а может быть практически незаметна. Так, если холодовая дизартрия легко лечится при работе с логопедом, то другие формы болезни (например, бульбарная) могут сопровождать человека на протяжении всей его жизни. При дизартрии очень много зависит от ее формы и причин поражения того или иного участка головного мозга, однако врачи выделяют симптомы, проявляющиеся у большинства пациентов, страдающих подобным недугом:
- невнятная речь, которую окружающим трудно понять, впечатление, что у больного «каша во рту»;
- слабость артикуляционных мышц, в результате которой у пациента может непроизвольно вываливаться наружу язык, если рот приоткрыт;
- невозможность контролировать слюноотделение;
- приоткрытые или, наоборот, чересчур сжатые губы;
- искажение произносимых звуков, кажется, что человек говорит в нос;
- снижение речевой активности, речь замедлена, текуча;
- учащенное дыхание во время произношения звуков, в результате чего пациент может начать задыхаться посередине фразы;
- монотонный и тихий голос;
- отсутствие интонационного рисунка в речи больного.
Пациенты с дизартрией переставляют слоги местами, «проглатывают» буквы, с трудом выговаривают слова. Порой их поток речи не членится на паузы, поэтому их крайне тяжело понять другим людям. Маленькие дети, которые родились с дизартрией, часто испытывают проблемы при сосании бутылочки или груди, т. к. они не вполне отвечают за свой артикуляционный аппарат. Дети часто срыгивают, плохо спят, поздно начинают говорить.
Специалисты утверждают, что у школьников и подростков с дизартрией наблюдаются определенные симптомы, которые напрямую связаны с развитием подобного недуга. Так, маленькие пациенты не любят собирать пазлы или конструкторы, с трудом застёгивают себе пуговицы. Это объясняется тем, что у них проблемы с мелкой моторикой. Чистописание не их конек, почерк у дизартриков неразборчивый. Они с трудом держат карандаш, рисуют, делают поделки, используют ножницы.
Статистика показывает, что дети с подобным расстройством плохо слышат ритм, не могут повторить усложненное движение, неуклюжи, поэтому им трудно даются занятия пением и танцами, игра на музыкальных инструментах.
Диагностика и лечение
При подозрении на дизартрию, нужно обращаться к неврологу и логопеду. Специалисты проведут первичный осмотр, оценят имеющиеся речевые нарушения, поговорят с больным. Если пациент ребенок, заставят того показать, как он держит ручку и карандаш, посмотрят, как он справится с написание диктанта. Затем врачи назначают ряд обследований, дающих наиболее полную клиническую картину и позволяющих назначить подходящее лечение: электроэнцефалографию, электромиографию, электронейрографию, магнитно-резонансную томографию головного мозга, трансканальную магнитную стимуляцию и проч. Нередко для диагностики приглашаются и другие врачи, например, отоларинголог и нейрохирург.
Лечение заболевания должно быть комплексным, включать в себя несколько методик, без которых помочь больному будет проблематично. Самым важным звеном являются занятия с логопедом. Врач пытается скорректировать произношение звуков, проводит занятия в игровой форме с привлечением компьютерных технологий. На занятиях развивается не только артикуляционный аппарат, но и мелкая моторика, выполняется комплекс дыхательных упражнений и проч.
Более того, врачи прибегают к медикаментозному лечению дизартрии. Пациентам назначают препараты, призванные улучшить работу головного мозга, снять напряжение, стимулировать процессы запоминания новой информации. Для лучшей реабилитации назначают физиотерапевтические процедуры (лечебный массаж, иглоукалывание, лечебные ванны, пескотерапия, дельфинотерапия и проч.). Больные делают особую гимнастику, которая помогает им укрепить мышцы и позволяет контролировать их.
Прогноз заболевания зависит от того, какая форма недуга была диагностирована у пациента. Если у человека дизартрия первой степени, он быстро от нее избавится, если будет посещать логопеда и следовать его рекомендациям. В других случаях многое зависит от самого человека, однако помощь врача в вопросе нормализации речевого процесса неоценима. Специалисты подчеркивают, что только рано начатая работа над своими речевыми дефектами позволит человеку далеко продвинуться в лечении дизартрии.
Автор: Козлова Яна