Олигофрения — наследственное необратимое недоразвитие уровня психической и интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга.
Общая информация
В организме больного ребёнка постепенно накапливается фенилаланин и его метаболиты, оказывающе токсическое действие на ЦНС с дальнейшей задержкой психического развития.
Олигофрения как синдром врожденного психического дефекта отличается от приобретённого слабоумия, или деменции. Приобретённое слабоумие — это снижение интеллекта от нормального уровня, а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.
Причины
- Генетические причины;
- Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы;
- Значительная недоношенность;
- Нарушения в процессе родов (родовая травма, асфиксия);
- Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы;
- Умственная отсталость неясной этиологии.
Виды олигофрении
При олигофрении в большей степени наблюдаются отклонения в интеллектуально-речевой сфере и в меньшей — в сенсомоторной. Интеллектуальные нарушения могут иметь различную степень тяжести, в связи с чем выделяют три группы: идиотию, имбецильность и дебильность.
Идиотия (IQ меньше 20) — наиболее тяжелая форма слабоумия. Характеризуется почти полным отсутствием мышления и речевых навыков. Восприятия неполноценны, внимание либо отсутствует, либо крайне неустойчиво. Речь представляет собой просто звуки или отдельные слова, больные не понимают обращенную к ним речь. Такие дети не овладевают статическими и локомоторными навыками (поэтому многие из них не умеют самостоятельно стоять и ходить) или приобретают их с задержкой. Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, некоторые из них могут питаться только жидкой пищей.
Имбецильность (IQ = 20-50) — средняя степень слабоумия. Речь имбецилов развита больше, чем при идиотии, однако они почти не обучаемы, нетрудоспособны, они могут выполнять лишь элементарные акты самообслуживания. Речь косноязычна, произносят несложные фразы. Развитие статических и локомоторных функций происходит с большой задержкой, больные осваивают навыки самообслуживания, например, самостоятельно едят. Им доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений. Благодаря относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они в состоянии усваивать элементарные знания. Некоторые имбецилы могут овладеть порядковым счетом, буквами и усваивать простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды и др.). При этом они крайне несамостоятельны и довольно трудно переключаются с задачи на задачу.
Дебильность (IQ = 50-70) — легкая степень слабоумия. Дебилы вполне способны к обучению, овладению несложными трудовыми навыками, возможно и их социальное приспособление. Дебилы нередко обладают довольно развитой речью, в которой бывают выражены подражательные особенности и пустые обороты. Они более адекватны и самостоятельны, что в какой-то мере маскирует слабоумие. Этому способствуют хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость. У них имеется слабость абстрактного мышления с преобладанием конкретных ассоциаций. Переход от простых отвлеченных обобщений к более сложным для них затруднителен. Дебилы обучаемы в школе, при этом наблюдаются медлительность, отсутствие инициативы и самостоятельности. Проще всего им усвоить преимущественно конкретные знания, усвоение теории им не удается.
Лечение
Зависит от ее причины и носит сугубо симптоматический характер. Назначают препараты для улучшения обменных процессов, для снижения внутричерепного давления, проводят витаминотерапию, диетотерапию, по показаниям гормональную терапию.
При сильной заторможенности применяют стимуляторы, при возбуждении — нейролептики, при наличии припадков — противосудорожные средства.
Эффективность лечения зависит от того, насколько рано оно было начато. Большое значение имеют коррекционные лечебно-педагогические мероприятия (олигофренопедагогика).