Умению быть счастливым можно научить. Это скорее навык, нежели психологическая данность или генетическая предрасположенность.
Умению быть счастливым можно научить. Это скорее навык, нежели психологическая данность или генетическая предрасположенность. Уверенность в этом выразил в четверг на семинаре в Американском предпринимательском институте в Вашингтоне один из ведущих американских специалистов по данному вопросу, основатель и руководитель Центра по исследованию здравого рассудка / Center for Investigating Healthy Minds/ при Висконсинском университете Ричард Дэвидсон.
Он прежде всего отметил, что современная наука считает «мимолетное ощущение счастья» отличным от «более устойчивого» ощущения хорошего самочувствия и общего благополучия. И хотя «переменные составляющие» последнего на 20-30 процентов могут определяться наследственностью, они, по словам специалиста, «тоже не незыблемы». Эпигенетика доказала, что у каждого из генов имеется своего рода «регулятор громкости», определяющий, насколько этот ген реально экспрессивен. Настройка этого регулятора поддается корректировке. Например, как пояснил Дэвидсон, даже врожденную предрасположенность к повышенной тревожности может «приглушать» неусыпная материнская забота и ласка.
Мозг вообще чрезвычайно восприимчив к внешним воздействиям, в том числе и обучающим, продолжал специалист. Особенно высока эта замечательная «нейропластичность» у детей дошкольного возраста — примерно от 4 до 7 лет. И уже доказано, что при помощи достаточно несложных методик малышам можно прививать желаемые качества — например, ответственность и щедрость. По словам Дэвидсона, эти черты характера, отражающие, в частности, способность владеть собой и удерживаться от сиюминутных капризов и соблазнов, четко соотносятся с будущими жизненными успехами, включая уровень материального достатка годам к тридцати. Можно по ним судить и о факторах риска — вплоть до угрозы наркозависимости к тому же возрасту.
Делая общие выводы из сказанного, эксперт подчеркнул, что «ощущению благополучия можно научиться», что «его следует понимать скорее как навык, а не как фиксированную данность». Он призвал соответствующим образом выстраивать государственную образовательную политику — исходя, например, из того, что, по оценкам Нобелевского лауреата из Чикагского университета Джеймса Хекмана, каждый доллар инвестиций в правильное воспитание дошкольника за четверть века приносит семикратную отдачу.
Неожиданная для предпринимательского института тема счастья обсуждалась в связи с визитом туда еще одного Нобелевского лауреата — духовного лидера тибетского буддизма Далай-ламы XIV. Последний, между прочим, пытался на основании собственного жизненного опыта оспорить выводы Дэвидсона, утверждая, что реальный интерес к учебе ощутил все же не в раннем детстве, а в отрочестве. Но американский специалист парировал это возражение, сказав, что, должно быть, у его собеседника была очень любящая и заботливая мать, что и повлияло в дальнейшем на его жизненные успехи.